Школа активного гражданина
/files/01687/img/Без названия.png
Сегодня во всех учреждениях образования Беларуси для учащихся 8-11 классов проходил единый информационный час в рамках образовательного проекта «Школа Активного Гражданина».
Тема для обсуждения – «Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране» (о государственных деятелях, представителях органов государственного управления) ШАГ 21 марта 2024 года. Гостем информационной встречи стала методист Управления образования Новогрудского райисполкома Гостило Анастасия Владимировна. ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ». На первом этапе с учащимися были актуализированы знания о государственном управлении Республики Беларусь с помощью интерактивной викторины «Мы узнаём», которая дала возможность учащимся активно проявить себя, в том числе используя знания, полученные при освоении содержания учебных предметов «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь", Обществоведение", "История Беларуси".Школьники детально ознакомились п В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги. − Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора? – Что значит быть гражданином своей страны? Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы стать достойным гражданином своей страны? Что значит «иметь гражданскую позицию»? Мы должны чувствовать себя причастными к жизни нашего государства, нашего народа и понимать, что от активной позиции каждого зависит жизнь страны.
Февраль знаменателен своими памятными датами: 8 февраля – День юного героя-антифашиста, 15 февраля – День памяти воинов интернационалистов, 23 февраля – День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Накануне Дня защитников Отечества участники информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» обсудили тему «Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества» (о сотрудниках Вооруженных Сил, пограничной службы, таможенной службы, МЧС).
Ребята актуализировали знания о Вооруженных Силах, пограничной службе, таможенной службе, МЧС Республики Беларусь с помощью интерактивной викторины «Мы узнаём».
Во все времена защита Отечества была, есть и будет священным патриотическим долгом и почетной обязанностью. Наши деды и прадеды в жестоких боях отстаивали независимость и свободу своей страны. Задача стоять на страже независимости, национальных интересов и целостности страны, охранять мир и покой ее граждан актуальна и сегодня. Продолжая славные традиции прошлых лет, современные Вооруженные Силы Республики Беларусь являются прочным щитом от любой внешней угрозы, надежной опорой на пути стабильного развития страны.
Участники познакомились с особенностями прохождения военной службы, с учреждениями образования, в которых можно получить военную профессию.
Актуальным стало обсуждение темы доблести, чести, героизма и самопожертвования белорусских воинов в истории современной Беларуси. Ребята вспомнили Героев Беларуси Владимира Корвата, Андрея Ничипорчика и Никиту Куконенко, почтили их память минутой молчания.
В мероприятии приняли участие Ольга Сергеевна Бич, оператор филиала открытого акционерного общества «Лидский молочно-консервный комбинат» «Новогрудские Дары», Инна Анатольевна Гармашук, преподаватель Новогрудского государственного колледжа технологий и безопасности.
В ходе открытого диалога участники встречи познакомились с деятельностью одного из крупнейших предприятий города филиала открытого акционерного общества «Лидский молочно-консервный комбинат» «Новогрудские Дары». Ольга Сергеевна Бич рассказала о продукции завода, которая известна не только в Беларуси, но и далеко за пределами Беларуси.
Инна Анатольевна Гармашук акцентировала внимание ребят на значимости аграрных профессий. Она познакомила с профессиями, которые можно получить в Новогрудском государственном колледже технологий и безопасности.
На первом этапе были актуализированы знания о промышленности и сельском хозяйстве Республики Беларусь с помощью интерактивной викторины «Мы узнаем», которая дала возможность учащимся активно проявить себя.
Для ребят и гостей была предложена интерактивная игра «Любимый бренд», которая предполагала выбрать свой самый любимый бренд Беларуси, рассказать о нём и разместить логотип на карте Беларуси в регионе, где выпускается продукция этого предприятия.
По итогам встречи участники пришли к выводу, что достижения в разных отраслях народного хозяйства дают белорусам повод гордиться своей страной и стремиться делать ее богаче и сильнее.
Стране нужны образованные, хозяйственные, знающие свое дело, бережливые, всей душой готовые трудиться на благо своей Родины люди. Поэтому молодому поколению был дан наказ сохранять и приумножать богатства родной страны.
Школа Активного Гражданина Семья - начало всех начал! Под таким названием 26.10.2023гв СШ1 г.Новогрудка прошло мероприятие в рамках информационно-образовательного проекта "ШАГ". Участие в мероприятии принял отец Анатолий Герасимук, благочинный церквей Новогрудского округа. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - это место, где уютно и спокойно, где всегда поймут и поддержат, помогут решить проблемы и искренне разделят радость. К таким выводам пришли участники встречи. В рамках мероприятия ребята отвечали на вопросы интерактивной викторины "Мы узнаем", познакомились с известными в стране людьми, которые успешны не только в профессиональной деятельности, но и добились успехов в семейной жизни. Приятной неожиданностью стало выступление Екатерины Ласкевич, которая воспитывается в многодетной семье. За рождение и воспитание 9 замечательных детей, мама Кати награждена Орденом Матери. Александра Сёмкина рассказала о приемной семье, в которой она живёт. Это семья, в которой все дети нашли любовь и понимание. Участники делились секретами семейного счастья, определяли формулу семейного благополучия. Встреча получилась очень приятной и душевной.
28 сентября состоялось мероприятие в рамках информационно-образовательного проекта "Школа Активного Гражданина" по теме "Родина моя Беларусь в лицах. От весёлых стартов - до олимпийских вершин". Участниками стали учащиеся 8-11 классов. На встречу были приглашены Эльвира Алексеевна Сороко член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, председатель РО ОО "Белая Русь", а также Павел Жигалко, учащийся 11 класса , победитель Кубка федерации биатлона.
В ШАГе 1 "Мы узнаём" участники актуализировали свои знания о развитии спорта и туризма с помощью интерактивной викторины.
Далее было предложено познакомиться с выдающимися спортсменами Республики Беларусь, используя презентацию "Герои спорта".
ШАГ 2 "Мы размышляем" позволил участникам пообщаться с гостями. Эльвира Алексеевна Сороко рассказала ребятам о том, что здоровье людей, развитие физической культуры и спорта является приоритетным направлением социальной политики в Республике Беларусь. Павел Жигалко поделился с участниками своими спортивными достижениями, рассказал, как он стал заниматься биотлоном. Юный спортсмен порекомендовал участникам заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни.
В ШАГе 3 "Мы действуем" участники обсудили актуальность темы встречи. Все пришли к выводу, что спортивные достижения белорусских спортсменов на международных соревнованиях, Олимпийских играх позволили миру узнать о нашей стране. Беларусь является не только родиной многих выдающихся спортсменов, но и известна, как страна с хорошо развитым туризмом. По итогам встречи ребята высказали желание посетить Олимпийский музей.
По итогам мероприятия будет создана виртуальная страница, которая войдёт в альбом "Родина моя Беларусь в лицах".
22 мая для учащихся 10-го класса было проведено мероприятие в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» - «Гордость за Беларусь. Итоги».
Преподаватель вместе с детьми вспомнил о главных достижениях Республики Беларусь в здравоохранении, развитии связи, образовании, национальной безопасности, спорте и туризме, сельском хозяйстве, промышленности и др. Также было организованно обсуждение по вопросам развития современного общества. В ходе мероприятия были не только актуализированы знания учащихся о тех или иных событиях в жизни страны, но и заложена чувство гражданской ответственности перед Родиной, от которого зависит ее будущее.
Тема: «Гордость за Беларусь. Культура белорусского народа: традиции, наследие, современность» (материальное и духовное историко-культурное наследие, профессиональное и народное искусство, общественные творческие инициативы и др.).
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».
Ведущий познакомил учащихся с содержанием информационных блоков:
«Беларусь – страна многовековой и самобытной культуры»;
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ».
Ведущий организовал обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Блок «Беларусь – страна многовековой и самобытной культуры»
Согласно Конституции Республики Беларусь, историко-культурное наследие признано фактором развития нашего государства. За его сохранение несут ответственность как государство, так и граждане нашей страны.
Историко-культурное наследие Беларуси представляет собой совокупность наиболее отличительных результатов и свидетельств исторического, культурного и духовного развития белорусского народа, воплощенных в историко-культурных ценностях, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, который ежегодно расширяется.
Вопросы для обсуждения:
Что составляет национальную культуру белорусского народа?
Согласны ли вы с утверждением, что подлинная культура белорусского народа является духовным стержнем нашего государства? Аргументируйте ответ.
Объясните, как вы понимаете слова Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Национальную культуру мы рассматриваем как важнейший стратегический ресурс государства».
Как вы думаете, почему так важно сохранить духовные ценности и традиции, сформированные на основе исторического опыта многих поколений?
Назовите значимые объекты Республики Беларусь, которые включены в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Если вы посещали эти объекты, расскажите, что на вас произвело особое впечатление.
Более чем за четверть века в столице нашей страны и каждом регионе восстановлены и созданы театры и амфитеатры, замки и усадьбы, музеи, мемориальные комплексы, творческие мастерские, выставочные центры. Расскажите о восстановленных историко-культурных ценностях вашего региона.
Далее педагог предлагает совершить виртуальное знакомство с музеями современной Беларуси с использование каталога портала «Музеи Беларуси».
Назовите музейные сокровищницы Беларуси.
Министерством культуры создан поисковый сайт «Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь» (gosspisok.gov.by). Как вы думаете, какова его задача?
В фокусе обсуждения: духовное возрождение, историко-культурные ценности белорусского народа, самобытность культурного наследия, духовные ценности и традиции, национальная гордость, сохранение национального культурного наследия, нравственный фундамент нации, патриотизм, наиболее значимые объекты наследия; охрана историко-культурного наследия как обязательное условие устойчивого развития государства, укрепления его престижа в международном сообществе.
В своих выступлениях Президент Республики Беларуси А.Г. Лукашенко отмечал: «Мы должны сделать все для того, чтобы сберечь и приумножить наше культурное наследие, воспитать на нем новое поколение. Беларусь, безусловно, страна талантливых людей. У нас созданы условия для раскрытия, реализации творческого потенциала».
Вопросы для обсуждения:
Если есть в вашем регионе люди, которые были отмечены премией «За духовное возрождение», расскажите, за какие заслуги они удостоены столь высокой награды.
Каждый год в нашей стране проводится акция по определению новой культурной столицы. Так, 21 января 2010 культурной столицей страны был официально объявлен древнейший город страны Полоцк. Какой город стал культурной столицей в 2023 году?
Как вы думаете, какова цель проводимых в Беларуси фестивалей (театральных, музыкальных и кинофестивалей)?
22-26 марта прошла юбилейная XXХ Минская международная книжная выставка-ярмарка под слоганом «Мир книги без границ». Посещали ли вы выставку-ярмарку? Если да, то, что на вас произвело особое впечатление. Смогли ли найти что-то интересное и важное для себя?
Какие учреждения образования в нашей стране осуществляют подготовку, обучение, выпуск и переподготовку кадров в сфере искусства?
Далее возможна организация работы с материалами видеоролика «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. Объединения по интересам».
В фокусе обсуждения: сохранение и приумножение культурных и духовных ценностей и традиций, международные фестивали, премия «За духовное возрождение», акция «культурная столица», активная жизненная позиция.
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подвёл итоги.
- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
Министр культуры Республики Беларусь А.М. Маркевич отметил: «В национальной культуре и исторической памяти любого народа сосредоточены колоссальные духовные богатства. Это нравственный стержень, который объединяет и помогает сохранить национальную самобытность».
Если среди вас есть участники коллективов, исполняющих народные песни и танцы, ставящие белорусские театральные постановки, расскажите, почему вы решили отдать предпочтение именно этому направлению творчества.
Если среди вас есть мастера соломоплетения, вытинанки или других народных ремёсел Беларуси, расскажите, что привлекло вас к ним, кто помог вам определиться с выбором белорусских традиционных ремёсел как возможности реализовать себя.
Предположите, что может сделать каждый из вас, чтобы сберечь и приумножить историко-культурное наследие Беларуси.
В рамках данного этапа было предложено учащимся организовать школьный конкурс «Региональные особенности национальной культуры» и принять в нем участие, представив национальное блюдо, элементы регионального национального костюма, традиции, художественное произведение или достопримечательность в качестве символа региональной национальной культуры и др.
23 марта 2023 года в государственном учреждении образования “Средняя школа №1 г. Новогрудка” прошло заседание информационно-образовательного проекта Школа Активного Гражданина. Темой заседания стала «Гордость за Беларусь. Комфорт и уют для каждого».
В рамках ШАГа 1 «Мы узнаем» ведущий знакомил учащихся с содержанием информационных блоков:
«Строительно-промышленный комплекс – драйвер экономического роста нашей страны»;
«Развитие жилищного строительства в Беларуси»;
«Система жилищно-коммунального хозяйства – для всех и каждого».
В рамках ШАГа 2 «Мы размышляем» в фокусе обсуждения была информация, прослушанная в ШАГе 1. Ребята обсудили, какие показатели свидетельствуют о развитии строительно-промышленного комплекса Беларуси? Чем мы можем гордиться в дорожном строительстве? Какие учреждения образования являются главной «кузницей кадров» для строительной отрасли Республики Беларусь? Какие строительные специальности можно получить в этих учреждениях? Обсудили выражение - «Современная Беларусь – территория разнообразных и масштабных строек»?
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» были подведены итоги. Учащиеся поделились мнением, насколько актуальна для них тема сегодняшнего разговора.
Учащимся было предложено стать участниками проекта «Зеленый двор вместе!»; организовать экскурсии на водоочистные сооружения или встречи со специалистом коммунального унитарного производственного предприятия «Водоканал»; изучить домашние квитанции по оплате услуг ЖКХ с целью получения информации о размере оплаты за воду; приступить к раздельному сбору мусора (или активнее участвовать); организовать просветительские беседы-презентации с учащимися младших классов об энерго- и водосбережении, пользе раздельного сбора мусора.
23 февраля 2023 года в учреждении образования "Средняя школа 1" прошло мероприятия в рамках проекта ШАГ на тему: «Гордость за Беларусь. Энергия для созидания, энергия для будущего» (обеспечение энергобезопасности страны). На мероприятии присутствовал Никишин Александр Анатольевич - инженер-геофизик, более 20 лет занимался разведкой нефтегазовых месторождений в РФ.
В рамках ШАГа 1 «Мы узнаем» было отмечено, что 23 февраля в нашей стране отмечается День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь. По традиции в этот день принято отдавать дань благодарности и уважения тем, кто мужественно сражался, защищая Отчизну, и тем, на кого в мирное время возложена нелегкая и ответственная служба по защите Родины.
Далее учащихся ознакомились с содержанием информационных блоков: «Беларусь: энергетика настоящего и будущего»; «Энергосбережение для всех и для каждого».
В рамках ШАГа 2 «Мы размышляем» в фокусе обсуждения была информация, прослушанная в ШАГе 1. Ребята обсудили, какими энергоресурсами располагает наша страна. Почему в Беларуси сделана ставка на развитие атомной энергетики, специалисты каких профессий работают на БелАЭС и какие учебные заведения их готовят.
Учащиеся обсудили призыв Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Бережливость, рачительность, аккуратность и экономия должны стать образом жизни белорусов».
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» были подведены итоги. Учащиеся поделились мнением, насколько актуальна для них тема сегодняшнего разговора.
26.01.2023 г. в 11 классе прошел устный журнал в рамках проведения ШАГ по теме "Гордость за Беларусь. Наука и инновации - настоящее и будущее нашей экономики".
Данная тема сегодняшним одиннадцатиклассникам особенно актуальна. В фокусе обсуждения были затронуты инновационные технологии, технический прогресс, приоритетные направления развития инноваций в стране; исследования, ориентированные на конкретные запросы промышленности и других отраслей, значимость научных открытий для повседневной жизни, поддержка молодых ученых, гражданская позиция, чувство гордости за ученых Беларуси.
Приглашенным гостем стала Скобля Ольга Федоровна, начальник управления экономики, торговли и услуг Новогрудского районного исполнительного комитета. Она познакомила учащихся инновациями Новогрудского района; о освоении новых технологий на заводе газовой аппаратуры (внедрение и использование роботов в производственном процессе), внедрение современных кассовых аппаратов в торговле, изменение в технологии обработки почвы и посева в с/х, изготовление факелов для спортивных мероприятий, выдерживающих очень низкие температуры на заводе металлоизделий и др. Нацелила учащихся на использование возможностей своего "Я" и направила их на достижение успеха.
Тема: «Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее» (итоги Года исторической памяти).
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Ведущий познакомил учащихся с содержанием информационных блоков:
«Без срока давности (поисковая и исследовательская деятельность)»;
«Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить»;
«Историческая память – связь времен и поколений».
А приглашённые гости: учитель истории Кожемяко Дмитрий Артурович и Борис Валерия, учащаяся 9«А» класса, рассказали о реализации проекта «Узнаем Новогрудок вместе!».
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Ведущий организовал обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Блок «Без срока давности (поисковая и исследовательская деятельность)»
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на церемонии вручения специальных премий Главы государства деятелям культуры и искусства, премий «За духовное возрождение» и «Беларускі спартыўны Алімп» 11 января 2022 г. отметил: «Утрата образа героического прошлого ведет государство к катастрофе и лишает народ будущего. Именно поэтому 2022 год мы объявили Годом исторической памяти. Хороший повод для всех нас еще раз осмыслить тысячелетний тернистый путь народа к независимости и собственной государственности. Сложить воедино все страницы нашей непростой истории: и героические, и трагические… Донести до мира правду о геноциде белорусского и других народов на территории нашей страны. Мы обязаны это сделать. Прежде всего для наших детей и внуков. Они должны знать цену мира и свободы, которые добывались многими поколениями по́том и кровью».
Вопросы для обсуждения:
В приветствии к участникам международной парламентской конференции «Историческая память: Великая Победа, добытая единством» Президент Республики Беларуси А. Г. Лукашенко отметил: «Мы, наследники победителей – азербайджанцы и молдаване, белорусы и грузины, армяне и казахи, украинцы и киргизы, русские и узбеки, таджики и туркмены, представители всех национальностей некогда единой страны, отстояли в Великой Отечественной войне право на жизнь, свободу и человеческое достоинство. Сегодня, когда во многих западных странах наша Победа объявлена вне закона, массово разрушаются памятники освободителям, героями провозглашаются убийцы и палачи, мы берем на себя обязательство защищать историческую память о самоотверженной борьбе советского народа с германскими нацистами, которая забрала жизни миллионов наших соотечественников».
Вопросы для обсуждения:
Педагог предлажил посмотреть видеосюжет о спектакле «А зори здесь тихие» в исполнении учащихся гимназии № 50 г. Минска, который подготовила компания СТВ. «Большой город» за 22.03.2022.
В торжественном Зале Победы, в котором завершилась экскурсия, среди начертанных на стенах золотыми буквами имен Героев Советского Союза (белорусов, уроженцев Беларуси и тех, кто получил это звание за мужество и героизм, проявленные на белорусской земле) Саша Чикилёва нашла фамилию своей прабабушки – минской подпольщицы Героя Советского Союза Елены Григорьевны Мазаник. А вот Юра Исаев имени своей прабабушки Коробчук Натальи Петровны, о которой рассказывал одноклассникам, не отыскал и очень расстроился: «Почему ее нет? Ведь моя прапрабабушка тоже герой!».
– Что можно посоветовать этому мальчику? Что делается в Республике Беларусь для увековечивания памяти людей, погибших в годы Великой Отечественной войны?
Президент А.Г. Лукашенко, отвечая на вопросы участников открытого урока на тему «Историческая память – дорога в будущее», сказал: «Я это приветствую. Вы не только сами познакомились с тем, что было в войну, и увидели это на макетах, но и общались с ребятами. Это очень важно. Мы это в свое время потеряли с российской молодежью. Но надо расти. «Поезд Памяти» мы не отменим, он будет колесить по территории России и Беларуси. Если вы создадите что-то подобное в Беларуси и будете россиян приглашать сюда и вместе поедете с партизанской землянкой до Владивостока на своем поезде, я тоже это поддержу. Но надо идти дальше. Пусть это будет начало. Идите дальше в общении с россиянами, другой молодежью – украинцами, поляками, кто-то захочет с Литвой и так далее. Совместные слеты, встречи, спортивные мероприятия – форм много. Предложите – рассмотрим, уверен, что поддержим».
Вопросы для обсуждения:
Педагог предложил рассмотреть логотипы «Год исторической памяти». Из представленных работ на конкурс «На лучший символ (логотип) “Год исторической памяти”» жюри выбрало комбинацию из десяти логотипов, которую создал редактор интернет-ресурса «Витебские вести» Петр Чимковский.
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
В ходе реализации ШАГа 3 ведущий подвёл итоги.
- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
– Почему нужно знать историю своей страны?
История Беларуси многогранна. У нас было много трагических и героических страниц в любом историческом периоде, и нам всегда было чем гордиться. Прежде всего тем, что наши люди, белорусы, тысячелетиями жили на этом геополитическом перекрестке, через который прокатились тысячи военных конфликтов, и, несмотря ни на что, отстояли свое право жить и развиваться на этой земле.
Без знания прошлого невозможно успешное будущее. Именно поэтому на государственном уровне такое большое внимание уделяется сохранению исторической памяти, героического наследия и правды обо всех периодах жизни нашего народа.
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в своем новогоднем поздравлении к белорусскому народу объяснил значение своего последнего указа в 2021 году – в стране 2022-й объявлен Годом исторической памяти. «В нашей власти в наступающем году определить для себя главное. Это то, что должно быть в памяти поколений и в сердце каждого. Это наши реальные истоки – та живительная сила, которая столетиями питала и формировала наш духовный и нравственный мир... Без уважения к прошлому, без традиций нет будущего, нет государства и нет народа... Это наша земля, это наша судьба, это наша история. И только мы будем ее вершить».
Какие бы уроки нам ни преподносила история, белорусы знают, что чтить своих предков – это наша обязанность. И Год исторической памяти показал всему миру, что белорусы – это народ, чтущий свою историю, реальные подвиги и достижения.
Для каждого поколения прошлое – основание его жизни, фундамент для строительства будущего. Вы тоже звено в неразрывной цепи поколений. Все, что сможете сделать в жизни, вы передадите своим детям и внукам. Значит, вы тоже часть истории.
Осмыслите это и расставьте акценты, что действительно ценно и дорого в жизни.
В рамках данного этапа учащимся было предложено:
– принять участие
в акциях по благоустройству памятников воинской славы, надмогильных сооружений на воинских захоронениях;
– продолжить изучать семейный архив.
Тема: «Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости» (развитие машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, производство калийных удобрений)
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».
Ведущий познакомил учащихся с содержанием информационных блоков:
«Машиностроение – опора и движущая сила экономики нашей страны».
«Беларусь – “страна большой химии”»;
«Горно-обогатительный комбинат ОАО «Беларуськалий» – национальное достояние Республики Беларусь».
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ».
Ведущий организовал обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Блок «Машиностроение – опора и движущая сила экономики нашей страны».
Машиностроение является ведущей отраслью, опорой и движущей силой экономики страны, играет важную роль в социально-экономическом и интеллектуальном развитии государства и по праву считается фундаментом всего промышленного комплекса.
В стране работают сотни предприятий, которые производят автомобили и автокомпоненты, сельскохозяйственные машины и станки, сложные приборы, оптику, электротехническое оборудование, лифты, бытовую технику и электронику. Все это – машиностроительная отрасль Республики Беларусь.
Вопросы для обсуждения:
Далее организовали работу с материалами видеоролика «Самый большой самосвал на Земле: Машины, на которых вы не прокатитесь. Второй сезон»
Что вы знаете о промышленном туризме?
Как и когда появился промышленный туризм в Беларуси?
Как вы считаете, какова его цель?
Как вы считаете, какова роль промышленного туризма в развитии предприятий и регионов в целом?
В фокусе обсуждения: машиностроение – ведущая отрасль экономики страны, транспортное машиностроение, инновации в машиностроении, конкурентоспособный продукт, флагманы белорусского машиностроения, экологичные виды транспорта, связь машиностроения с наукой и современными технологиями, импортозамещение, промышленный туризм, чувства гордости за профессию родителей и земляков, положительная мотивация к трудовой профессиональной деятельности.
Блок «Беларусь – “страна большой химии”».
Химическая и нефтехимическая промышленность является одной из важнейших отраслей промышленности Беларуси. Она насчитывает 75 предприятий, которые характеризуются высоким уровнем рентабельности. Около 70 % производимой продукции поставляется на внешний рынок. В данной отрасли создается 12 % стоимости произведенной промышленной продукции, занято 9,6% общей численности промышленно-производственного персонала страны.
В Беларуси развит нефтехимический комплекс. Отечественные нефтеперерабатывающие заводы – «Нафтан» и Мозырский НПЗ – имеют высокий уровень технологической оснащенности. Они входят в топ-10, а по некоторым позициям и в топ-3 нефтеперерабатывающих предприятий СНГ. Беларусь стала первой страной в СНГ, обеспечившей потребителей автомобильным бензином и дизельным топливом качества Евро-5. В 2019 году на Мозырском НПЗ впервые выпустили бензин с октановым числом 100, применяемом для турбодвигателей.
Вопросы для обсуждения:
Почему нашу страну называют «страной большой химии»?
Какая продукция нефтехимической промышленности, на ваш взгляд, особенно востребована на внутреннем рынке страны и за рубежом?
Назовите, какие предприятия химической и нефтехимической промышленности работают в вашем регионе и какую продукцию выпускают.
В Минске 20-22 сентября 2022 года прошла выставка «Химия. Нефть и газ», также крупнейшие белорусские предприятия нефтехимической отрасли приняли участие в 25-й международной выставке химической промышленности и науки «Химия», которая прошла в Москве 31 октября -3 ноября 2022. Как вы считаете, что дают такие форумы?
Как вы считаете, почему ежегодно обновляется перечень специальностей по подготовке специалистов-химиков в учреждениях образования? Аргументируйте ответ.
Можно ли сказать, что импортозамещение является важным фактором обеспечения геополитической безопасности Республики Беларусь?
Какие виды инновационной продукции нефтехимической отрасли позволяют судить о Беларуси как высокотехнологичном государстве?
Как вы думаете, какова роль химической промышленности в сохранении окружающей среды?
В фокусе обсуждения: химическая промышленность, «страна большой химии», востребованность химической продукции на внутреннем рынке страны и за рубежом, уровень технологической оснащенности предприятий, роль нефтехимической промышленности в развитии народного хозяйства страны, в сохранении окружающей среды, инновации, импортозамещение, геополитическая безопасность, высококвалифицированные кадры.
Блок «Горно-обогатительный комбинат ОАО «Беларуськалий» – национальное достояние Республики Беларусь».
Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на торжественной церемонии ввода в эксплуатацию Петриковского горно-обогатительного комбината ОАО «Беларуськалий» отметил: «Калий – бренд нашей страны. Нам повезло, что отечественные недра богаты красным золотом. Спрос на него огромный и растет из года в год. «Беларуськалий» – один из ведущих игроков на мировом рынке удобрений, производит и продает более 20% калийных удобрений. Но самое главное (я не побоюсь этого слова, поскольку глубоко погружен в производство и продажи калийных удобрений), это самый надежный партнер в мире. И мы никогда не подводили и не подведем своих партнеров».
Вопросы для обсуждения:
Во время торжественной церемонии ввода в эксплуатацию Петриковского горно-обогатительного комбината ОАО «Беларуськалий» Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил: «Сейчас огромный спрос на продовольствие. Около миллиарда человек недоедают, полмиллиарда голодают: не хватает продовольствия. А продовольствие – это матушка-земля, почва…». А что нужно для плодородия почвы?
Как вы думаете, почему в мире спрос на удобрения вообще и калийные в том числе растет и будет расти? Аргументируйте ответ.
Что в Беларуси называют красным золотом химической промышленности? Как вы думаете почему?
Почему развитие производства калийных удобрений в Беларуси оказывает определяющее влияние на развитие всех остальных видов хозяйственной деятельности людей?
Как используют природные калийные соли в современной медицине?
Специалисты каких профессий востребованы в калийной промышленности? Где их готовят?
В фокусе обсуждения: суверенная Беларусь; мировой калийный рынок, красное золото химической промышленности; «Беларуськалий» – национальное достояние Республики Беларусь, его роль в развитии различных видов хозяйственной деятельности страны; шахтеры-калийщики; калийные соли и современная медицина.
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ».
В ходе реализации ШАГа 3 ведущий подвёл итоги.
- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
В 1990-е годы, когда рушилась экономика, белорусы не стали бросаться в крайности, а подошли к реформам аккуратно. Ведь перед глазами был опыт соседей, пустившихся в опасное плавание по волнам свободного рынка. Беларусь выбрала свой путь развития – с учетом интересов простых граждан, по принципу социальной справедливости. Люди поверили в собственные силы, у них появилась надежда на новую жизнь.
Год за годом постепенно в нашей стране были модернизированы советские промышленные гиганты, поднято сельское хозяйство, созданы инновационные производства, внедрены высокие технологии. А еще строились агрогородки, больницы, школы и детские сады, дороги и мосты, библиотеки и стадионы.
Достижения в разных отраслях народного хозяйства дают белорусам повод гордиться своей страной и стремиться делать ее богаче и сильнее.
Президент Республики Беларуси А. Г. Лукашенко отметил: «Никто никогда ничего не сделает без неимоверного труда. И только тот, кто будет трудиться, сможет остаться наверху в этой жизни на этой планете. Ничего другого! Только труд, знания, образование».
В рамках данного этапа учащимся было предложенно принять участие в следующих мероприятиях:
организации выставки технического творчества учащихся;
составлении ментальной карты «Химия в жизни человека»;
разработке рекламного плаката «Продукция НПЗ Беларуси»;
составлении ТОП-5 достижений в промышленности своего региона;
разработке рекламы «Впечатления от экскурсии на предприятие»;
в конкурсе на лучший рекламный слоган для экскурсии (например, «Экскурсия, на которой не зеваешь») или слоган для привлечения учащихся к посещению предприятия (например, «Такого больше нигде не увидишь!»);
разработке рекламных плакатов промышленных предприятий для размещения в городском транспорте.
Дата проведения: 27 октября 2022 г.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Ведущий познакомил учащихся с содержанием информационных блоков:
«Государственная система правовой информации»;
«По страницам Детского правового сайта mir.pravo.by».
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Ведущий организовал обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Блок «Государственная система правовой информации»
Конституцией Республики Беларусь (статья 34) гражданам гарантировано право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Государственные органы, должностные лица обязаны предоставлять гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Государственная система правовой информации объединяет государственные органы и организации, разрабатывающие правовые акты, а также создает необходимые условия по их доведению до всех заинтересованных через разработку информационных технологий и формирование информационно-правовых ресурсов.
Вопросы для обсуждения:
- Согласны ли вы с утверждением «Право – неотъемлемая часть нашей жизни»? Аргументируйте свой ответ.
- Что представляет собой государственная система правовой информации?
- Как вы думаете, почему государственная система правовой информации является важнейшим инструментом устойчивого развития независимой Беларуси?
- Какая организация занимается ведением ресурсов государственной системы правовой информации?
- С какой целью Центром разработана информационно-поисковая система «ЭТАЛОН-ONLINE»? Какая информация в ней содержится?
- Более 20 лет назад Национальный центр правовой информации выступил инициатором создания публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек. В настоящее время в республике открыто 628 таких центров. Как вы думаете, почему публичные центры правовой информации организованы именно на базе общедоступных библиотек?
В фокусе обсуждения: Конституция Республики Беларусь, правовая культура граждан, национальная система правовой информации – гордость независимой Беларуси, координация деятельности и развития государственной системы правовой информации, обеспечение доступности правовой информации для всех, государственные информационно-правовые ресурсы, формирование у граждан правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву, оказание гражданам помощи в поиске правовой информации.
Блок «По страницам Детского правового сайта mir.pravo.by»
Для правового просвещения детей и подростков НЦПИ с 2008 года ведет специализированный ресурс – Детский правовой сайт (далее – ДПС). Ресурс содержит игровые, текстовые, графические и видеоматериалы правовой тематики.
Детский правовой сайт разработан по инициативе Администрации Президента Республики Беларусь Национальным центром правовой информации Республики Беларусь для того, чтобы помочь детям и подросткам получить юридические знания, ответить на «взрослые» вопросы, дать совет в сложных ситуациях, рассказать о законодательстве Республики Беларусь и правах граждан нашей страны.
Вопросы для обсуждения:
- Знаете ли вы, на каком сайте дети и подростки, родители и учителя могут получить правовую информацию?
- Когда и с какой целью создан Детский правовой сайт?
- Как вы думаете, нужен ли правовой сайт детям? Аргументируйте ответ.
На Детском правовом сайте предоставлена возможность получения свободного доступа к тематическому банку данных «Мир права», который содержит основные законодательные акты, касающиеся прав детей в нашей стране. Приходилось ли вам пользоваться этим банком данных?
- Какую информацию можно найти в информационно-тематическом разделе Детского правового сайта «Правовая библиотека»?
- Ответы на какие вопросы можно получить в разделе Детского правового сайта «Полезная информация»?
- Какой информацией с этого сайта вы уже пользовались?
- Если кто-либо из вас принимал участие в играх, викторинах и конкурсах сайта, поделитесь своими впечатлениями.
На ресурсе внедрены правовые сервисы, где при помощи обратной связи есть возможность задать вопрос редактору сайта или перейти на Правовой форум Беларуси, в раздел «Правовое консультирование несовершеннолетних», посетить «Виртуальную приемную» Национальной комиссии по правам ребенка и задать вопрос медиатору. Как вы считаете, насколько эти сервисы актуальны для современных детей и подростков?
В рамках ежегодной акции «Мы – граждане Беларуси» 14-летним юношам и девушкам торжественно вручают паспорта граждан Республики Беларусь и подарочное издание «Я – гражданин Республики Беларусь». В этой книге есть электронное приложение «Я и Закон», в котором можно найти ответы на самые разные вопросы из области права:
С какого возраста и как можно стать бизнесменом?
Как получить водительское удостоверение несовершеннолетнему?
Как разрешать конфликты в школе?
Можно ли подростку находиться на улице в ночное время суток (с 23 до 6 часов)?
Как устроиться на работу подростку?
С какого возраста наступает административная ответственность несовершеннолетнего?
Учащимся предлагается зайти в электронное приложение «Я и Закон» и познакомиться с информацией, которая представлена в разделе «Доступно о правах». Зайти в электронное приложение можно с помощью QR-кода на с. 168 подарочного издания «Я – гражданин Республики Беларусь» (2021).
В фокусе обсуждения: правовое просвещение, правовая культура, активная гражданская позиция, государственные информационно-правовые ресурсы, взаимодействие граждан и государства по правовым вопросам, Детский правовой сайт, возможности Детского правового сайта в оказании правовой помощи детям и подросткам, правовые сервисы обратной связи, эффективный поиск нужной правовой информации.
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
Подведение итогов.
- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
- Почему важно владеть официальной и самой актуальной правовой информацией?
- Какой правовой информации вам не хватает? О чем в области права вы хотели бы знать больше?
Доступность правовой информации, в первую очередь – нормативных правовых актов, составляющих законодательство Республики Беларусь, имеет важнейшее социальное значение как для государства, так и для каждого его гражданина. Государственная система правовой информации, функционирование и развитие которой обеспечивается Национальным центром правовой информации, не только позволяет легко ориентироваться в правовом поле и находить необходимые сведения, но и быть активным гражданином своей страны.
В рамках данного этапа учащимся было предложено:
принять участие в ежегодном правовом турнире «Сила Закона»;
сделать ШАГ навстречу НЦПИ и принять участие в праздничном челлендже к 25-летию организации «Подари подарок НЦПИ – получи подарок сам». Для этого необходимо подготовить видео о государственной системе правовой информации и до 31 октября выслать его на электронный ящик Детского правового сайта dps@ncpi.gov.by (лучшие ролики будут отмечены специальными призами от НЦПИ и размещены в Instagram и (или) TikTok Детского правового сайта с хештегом #детиимеютправо).
Тема: «Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина»
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Ведущий познакомил учащихся с содержанием информационных блоков:
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Ведущий организовал обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Вопросы для обсуждения:
Недавно вы были участниками единого урока, посвященного Дню народного единства, на котором рассмотрели, в чем состоит суть этого праздника, поговорили о традициях, добрых, уважительных отношениях между людьми разных поколений, национальностей и вероисповеданий в нашей стране.
Как вы понимаете слова Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, что «пришло время молодежи принимать эстафету у старших поколений и поддерживать Вечный огонь этой памяти»?
Как вы считаете, какова основная идея (цель) проекта «Поезд Памяти»?
Кто являлся инициатором и участниками этого проекта? В чем его особенности?
Для осуществления проекта выбран маршрут Брест – Гродно – Витебск – Смоленск – Ржев – Вязьма – Кубинка – Москва – Санкт-Петербург – Великий Новгород – Псков – Орша – Могилев – Гомель – Минск; проект соединяет две даты: 22 июня и 3 июля. Как вы думаете, с чем это связано?
Какой маршрут могли бы предложить вы для продолжения проекта?
Что на вас произвело особое впечатление при знакомстве с этим проектом? Чем запомнился данный проект?
В фокусе обсуждения: патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое своего народа, своих родных и близких, уважение к истории и чувство товарищества, мир и дружба как вечные ценности, осознание ценности Победы, историческая правда, историческая память, преемственность поколений.
Блок «Лето – время действовать: от зарядки до трудовых рекордов».
Первый секретарь ЦК БРСМ Александр Лукьянов отметил: «Работа, которая проводится всей нашей общественностью в летний период, направлена на то, чтобы уделить необходимое внимание нашим детям, которые традиционно летом находятся в местах отдыха. Речь идет о санаториях, профилакториях и летних лагерях. ... Сама молодежь инициировала приглашать на встречи лидеров общественных мнений. Герои нашей страны могут поделиться опытом своего личностного роста, становления. Эта форма работы позволяет общественным объединениям стать проводниками гражданско-патриотического воспитания. А молодым людям позволяет определиться с их профессиональной ориентацией…
Мы будем достигать этого через призму личного успеха каждого из наших героев, которые будут посещать те или иные места детского оздоровительного отдыха. Они проводят беседы с молодежью в возрасте от 13 до 17 лет. Как правило, это первые или вторые отряды в летних лагерях. Мы не ставим никаких рамок в общении и стараемся сделать обстановку максимально неформальной и раскрепощенной. Это позволяет детям узнать, как стать выдающимся ученым, спортсменом или деятелем искусств».
Вопросы для обсуждения:
Расскажите, как вы обычно проводите свои каникулы.
В рамках республиканской информационно-просветительской акции «Шаг к успеху» нынешним летом у ребят, отдыхающих в детских оздоровительных лагерях и санаториях, была возможность пообщаться с людьми, которые добились успеха в различных сферах деятельности (культуре, спорте, образовании, охране правопорядка, журналистике, бизнесе и многих других). Как вы считаете, какова цель данной акции?
Согласны ли вы с мнением, что «…личностный успех – это одно из слагаемых успешного развития белорусского государства»? Аргументируйте ответ.
Если кто-либо из вас отдыхал в оздоровительных загородных учреждениях, где проводилась акция, расскажите, что на вас произвело особое впечатление.
Поделитесь свои мнением, как сделать летние каникулы по-настоящему интересными.
Многие ребята предпочитают в период летних каникул работать. Какие возможности предоставляются подросткам для работы во время каникул? Кем может работать подросток?
Как вы думаете, почему среди молодежи в каникулярное время популярны стройотряды?
В фокусе обсуждения: гордость за свою страну, за людей, добившихся успехов в различных сферах деятельности, мотивация личностного роста у подростков, профессиональная ориентация, активная жизненная позиция, трудовые каникулы.
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
В ходе реализации ШАГа 3 ведущий подвёл итоги.
- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
– Какими возможностями, предоставляемыми государством учащимся, вы воспользовались в период летних каникул?
В рамках данного этапа можно предложить учащимся:
принять участие в открытом диалоге «Говорят участники “Поезда Памяти”»;
изучить семейный архив;
составить памятки «Как правильно организовать каникулы»;
создать буклет «Каникулы с пользой» или «100 идей: как провести лето».
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории рассказал ребятам об обеспечении продовольственной безопасности как об одном из приоритетов государственной социально-экономической политики Беларуси. А приглашенный гость, Ремко Ольга Николаевна, заведующая производством столовой №1 "Новогрудского комбината школьного питания", рассказала учащимся о качественной продукции и рациональной питании как о залоге здоровья нации и благополучия в стране.
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учитель истории организовал обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Вопросы для обсуждения:
Какую информацию можно получить при наличии на продукции специального QR-кода Made in Belarus?
Что означают понятия «качественное питание», «здоровое питание»?
Почему в Беларуси качественному питанию и активному образу жизни уделяется особое внимание?
Почему в нашей республике уделяется пристальное внимание качеству и безопасности отечественных продуктов питания?
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ»
В ходе подведения итогов было предложено учащимся:
1) назвать самые известнве бренды пищевой промышленности Новогрудчины и Гродненщины
2) составить ТОП 5 достижений в области производства продуктов питания, которыми могут гордиться беларусы.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории актуализировал знания учащихся об итогах и масштабе войны, о людских и материальных потерях советского народа, об основных факторах Победы СССР в Великой Отечественной войне; акцентировал внимание на тех аспектах, которые не рассматривались на уроках по учебному предмету «Всемирная история» (тема «Заключительный этап Второй мировой войны»).
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учитель истории организовал обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Вопросы для обсуждения:
1. Приведите факты, конкретизирующие причины победы СССР в Великой Отечественной войне.
2. В 1944–1945 годах Красной Армией были полностью или частично освобождены от немецко-фашистских захватчиков территории европейских стран: Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии, Германии и др. Потери Красной Армии при освобождении европейских стран составили около одного миллиона солдат и офицеров. Наибольшие потери – около 600 000 человек – СССР понёс при освобождении Польши.
В послевоенное время на территории Европы были установлены памятники и воинские мемориалы в честь солдат и офицеров Красной Армии, павших в боях с немецко-фашистскими захватчиками за свободу и независимость народов Европы. Начиная с 1990-х гг. в ряде европейских стран эти памятники уничтожаются и оскверняются.
Согласны ли вы с суждением, что снос и осквернение памятников советским воинам в Европе – это попытка переписать историю Великой Отечественной войны, которая может привести к возрождению фашизма?
3. В поэме Роберта Рождественского «Реквием», посвященной Великой Отечественной войне, есть следующие слова:
Помните! Через века, через года, помните!
О тех, кто уже не придет никогда, помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны...
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, помните!
Какою ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните!
Как вы считаете, актуальны ли эти слова сегодня? Свое мнение аргументируйте.
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ»
В ходе подведения итогов было предложено учащимся:
1) рассказать, как чтят память о погибших во время войны в их семье, в их населенном пункте, об участии в акциях «Беларусь помнит», «Герои моей семьи»;
2) принять участие в республиканской акции «Архивы – школе». Акция приурочена к 100-летию архивной службы Беларуси. Условия проведения акции размещены на национальном образовательном портале в разделе «Год исторической памяти» (https://adu.by/ru/homepage/novosti/5544-respublikanskaya-aktsiya-arkhivy-shkole.html).
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории актуализировал знания учащихся о важнейших операциях войск Красной Армии и ее союзников в 1944-1945 гг. в Европе, акцентировал внимание на тех аспектах, которые не рассматривались на уроках по учебному предмету «Всемирная история» (тема «Заключительный этап Второй мировой войны»).
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учитель истории организовал обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Вопросы для обсуждения:
Какие важнейшие операции осуществили войска Красной Армии в 1944-1945 гг. в Европе? Какие страны были освобождены от германских захватчиков?
Как вы думаете, почему система международных отношений, сложившаяся после Второй мировой войны, получила название Ялтинско-Потсдамская?
Когда был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии? Была ли атомная бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки необходимой для разгрома Японии? Какие цели преследовало руководство США, принимая решение об их бомбардировке?
На Международном военном трибунале в Нюрнберге была отмечена опасность возрождения фашизма в любой форме. Почему сегодня принципиально важно помнить этот урок Второй мировой войны?
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ»
В ходе подведения итогов было предложено учащимся записать воспоминания родственников или знакомых, которые жили в военное время, о том, как люди встретили весть о победе над фашистской Германией.