/files/01687/img/Без названия.pngИз опыта работы учреждения образования - Средняя школа № 1 г.Новогрудка /files/01687/img/Без названия.png/files/01687/img/Без названия.png

Из опыта работы учреждения образования

Тематическая встреча «За други своя… Духовные традиции православного воинства»

Цель: формирование национально-патриотического сознания и духовно-нравственного воспитания учащихся.

Задачи:    воспитание   у   учащихся    чувства   гордости    и    уважения    к  Вооружённым силам РБ, осознания необходимости качественной  подготовки к службе в рядах Вооруженных сил; развитие  гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Подготовительная работа: приглашение на мероприятие представителя военного комиссариата, свяженнослужителя.

Ход мероприятия

Ведущий:   Добрый день ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас тематическая встреча «За други своя…Духовные традиции православного воинства»

Ведущий:   Чем старше ты, моя, Беларусь. Тем все больше глядишь моложавою. Счастлива я, что с такою державою. В самом близком родстве нахожусь.

Наша Родина  - Белая Русь – самая красивая,  самая чистая, самая синеокая  страна в мире.  Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, удивить своей красотой, но  только защитить сама себя не может. Это святое дело защитников нашей  родной земли.   Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Во всех невзгодах многие отдавали свою жизнь во имя защиты Родины.  Христианин верит, что душа  Воина бессмертна.  Наш народ всегда считал защиту своей земли великим добром и почитал ее защитников и воинов.

Нашу  встречу мы начинаем с небольшой сценки. Ведь недаром говорят - лучше один раз увидеть...

В сценке участвуют юноша и девушка

Юноша (радостно и возбужденно): Аленка, мне сегодня прислали повестку в военкомат! Иду служить (с гордостью) в десант!

Девушка (растерянная): Ты что? Какой десант? Какая служба? А как же я, наша дружба, наши планы на будущее? Ты ведь хотел  поступать в юридический, стать адвокатом.

Юноша (не менее растерянно): Чего ты испугалась? Хотели   вместе поступать, так поступишь одна, а после армии мне будешь помогать. Да и расстаемся всего на полтора года. Зато чувства наши проверим. А потом - это же не стройбат, а элитные войска. Десант! Представляешь!

Девушка (закрыв лицо руками, всхлипывая): Вот уж никогда бы не подумала, что ты такой дурак! Неужели твои родители не могут тебя «отмазать»? У тебя отец - крупный бизнесмен.

Юноша: Ты о чем говоришь? Я же с детства мечтал о военном деле. Не плачь. Когда над домом будем пролетать, ты мне рукой помашешь. Обещаешь ждать?

Девушка (гневно). Дай сюда повестку, я посмотрю. (Берет повестку и рвет ее на части.)

Ведущая. Ситуация более чем спорная. Чей поступок вы считаете верным?

Ответы

Ведущий:   В замечательном фильме «Офицеры» один из главных героев говорит: «Есть такая профессия – Родину защищать!» А нашу Родину защищает армия Республики Беларусь.

Ведущий:   Сейчас кругом не то уж время

И подросло другое племя,

Младое, мысль огнём горит.

Но есть ли в нём богатыри?

 

Об этом мы узнаем, проведя анализ анкетирования юношей 9-11 классов  «Служба в армии: за и против»

Педагог-психолог  демонстрирует анализ анкетирования.

Ведущий:     А наши девушки, хотели бы, чтобы их юноши служили в армии или они также негативно относятся к долгу мужчины перед Отечеством,  как и героиня сценки?

Педагог-психолог  демонстрирует анализ анкетирования девушек 9-11 классов.

Ведущий:   Патриотизм - естественное состояние души. Только у людей с нездоровой психикой или крайним эгоизмом могут возникнуть безразличие или негативное отношение к своей Родине, народу.  Характерно, что «Иваны, родства не помнящие» – предатели интересов родины – у всех народов и во все времена вызывали презрение.  И наоборот, стремление сделать все возможное для родины есть здоровая реакция человеческого сознания на проблемы общественного бытия и деятельности людей. Из всех конституционных обязанностей граждан Беларуси лишь одна определена как священная – это защита Республики Беларусь.

Статья 57 Конституции Республики Беларусь гласит:

Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.

Ведущий (обращается к представителю военкомата):  а как дела обстоят в Новогрудском районе с призывом молодых людей в Вооружённые силы Республики Беларусь?

Ответ

Ведущий:  Ребята вам, предоставляется возможность задать нашему гостю вопросы, которые вас интересуют по данной тематике.

Вопросы

- Сколько свободного времени у военнослужащих срочной службы?

- Что такое служба в резерве?

- Какие войска считаются элитными? Как попасть в элитные войска?

- Кому предоставляется отсрочка от службы в армии?

Ведущий:   Ребята, а знаете ли вы, что существует  ответственность за уклонение от службы в армии?

Ответы

Ведущий (обращается к представителю военкомата): Какая  ответственность предусмотрена Конституцией РБ   за уклонение от службы в армии?

Ведущий:    Скажите, пожалуйста, чем занимаются  в армии в мирное время?

Ответ

Защищать свою Родину – трудная и ответственная  работа и, несмотря на мирное время, не менее опасная. Однако, сегодня белорусские матери провожают своих сыновей не на войну, а на срочную военную службу. Впрочем, материнство также требует большого мужества, чтобы вырастить своих сыновей, воспитать их достойными защитниками Отечества, найти время, чтобы отвечать на солдатские письма и терпеливо дожидаться возвращения из армии домой.

Ведущий:  Материнскую любовь не передать словами. Мамы как никто другой радуются успехам своих детей, переживают за них, если жизнь складывается не гладко. А уж, сколько переживаний выпадает на долю солдатской матери, известно только ей одной. Именно поэтому испокон веков солдатская мать на Руси была самой уважаемой.           

Ведущий:

Мать солдата – чуткая антенна. На одну настроена волну: Все, что не о нем – второстепенно – По любому адресу верну. Между нами, словно пуповина Есть телепатическая связь: Если день удачный был у сына – Мама ходит радостно, смеясь.

Звучит песня «Мама»

Ведущий: Как мамы беспокоятся о своих детях, так и Пресвятая Дева Мария заботится о христианах. С давних времён православные воины  шли на защиту родимой земли под  покровом иконы Казанской Божией Матери.

Ведущий:  Батюшка, а какие еще небесные покровители есть у православных воинов?

Ведущий:      В мирный час пушки бьют и взрываются мины,

                      Лучше б в роще запел соловей,

                      Горько матери плачут до самой кончины,

                      Нет могилы с рябинкой над ней.

Ведущий:    Мы живём в   мирное время.  Но и в наше время есть место подвигу.  Ребята, а знаете ли вы героев Беларуси?

Ответ

Демонстрируется презентация «Герои Беларуси»

Учащийся:  

         О сколько было подвигов на свете,                   

         Они уже в преданья отошли.                                                                  

         Из уст в уста их повторяют дети 

         На всех материках большой земли.                 

         И будут повторять из уст в уста,                                                                 

         И в каждом этом подвиге незрима                                                        

         Своя и глубина, и высота,                                                                             

         И красота своя неповторима.                                                         

         Но из всего того, о чем мы слышим,                                                       

         И из того, что мы вершим пока,                                                                  

         Солдатский подвиг я считаю высшим                                                         

         И самым бескорыстным на века.

Ведущий: Батюшка, с точки зрения православной Церкви,  является ли подвигом защита людей и жертвование собой во имя других?

Звучит песня «За други своя…»

Ведущий:  Спасибо всем за интересную встречу, надеемся, что сегодняшнее мероприятие   не оставит вас равнодушными.

Ведущий: Свеча для православных христиан – символ веры и символ памяти.

Ведущий: Эта свеча – символ того, что наши предки не зря проливали свою кровь, ведь они одержали победу, символ, того, что они сейчас находятся у Господа Иисуса Христа.

Ведущий: Ну, а те солдаты, простые люди, дети, старики, матери  которые положили свои головы за спасение Родины, сегодня молятся за нас, молятся, чтобы мы больше никогда не познали горечь утраты, чтобы мы не ощутили на себе всё то, что несёт в себе война».

Ведущий: Пожелайте друг другу мирного неба  и  продолжите цепочку пожеланий (передают свечу из рук в руки под песню Дианы Гурской «Дай нам Бог..»).

Ведущий:  Я благодарю всех за участие и желаю вам  мира и добра.

Ведущий:  До новых встреч!

свернуть

Открытый диалог «Легко ли быть героем?»

Цель: формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции на примерах  героизма людей в современное время; воспитание таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу.

Задачи:

- расширить представление о понятиях «герой», «подвиг», "героизм", раскрыть образ героя на примерах из жизни;

- формировать позитивную нравственную оценку таких качеств, как чувство долга, патриотизм;

- развивать умение выбирать качества характера, свойственные герою;

- развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;

- развивать умение делать выводы, анализировать, наблюдать, обобщать, давать оценку событиям, поступкам;

- формировать активную жизненную позицию;

- способствовать воспитанию патриотизма, гордости и уважения к Отечеству.

Участники: учащиеся 7-8 классов

Оборудование: презентационный материал, оборудование для демонстрации презентации

Ход мероприятия

Эпиграф

«Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием»

(Г.Т. Береговой, летчик – космонавт СССР)

Слайд 1

Ведущий: Всем добрый день. Нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать со слов советского лётчика-космонавта «Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием».

Очень глубокий смысл у этих слов. Такой же глубокий и на мой взгляд, тяжёлый вопрос, который стал сегодня темой нашего мероприятия «Легко ли быть героем?»

- Лёгкий ли это вопрос? Как высчитаете?

(ответы учащихся)

Ведущий: Однажды в школе произошел такой случай: на классном часе учитель рассказывал ребятам о пионерах – героях и их подвигах во время Великой Отечественной войны. Один ученик после рассказа классного руководителя сказал: «На войне легко быть героем. Если бы была война, то и я совершил бы подвиг».

- Как вы относитесь к такому высказыванию?

- Есть ли герои у нашего времени?

- Кто такой герой? Какими качествами он обладает?

- Какие поступки можно назвать героическими?

ответы учащихся

- Давайте попробуем составить портрет героя.

на доске записываются качества героя

СЛАЙД 2

Ведущий: А теперь хочу познакомить вас с нашими современниками, вашими ровесниками.

В 2018 году 16-летний Борис Пивень из Новогрудка вместе с друзьями спас тонущую пенсионерку, которая провалилась под лед, пытаясь поймать свою собаку. Услышав крики о помощи, 16-летний юноша отважно бросился в холодную воду, а друзья помогли ему и потерпевшей выбраться на берег.

СЛАЙД 3

Рома Когодовский, который вынес маленького брата из огня в Мядельском районе, получил из рук Президента Орден "За личное мужество". Рома очень пострадал. За его жизнь боролись очень долго лучшие врачи Беларуси. Мальчик сам выбрался из пожара, но дома оставался братик. Рома сделал свой выбор и вернулся за братом.

И таких случаев очень много…

СЛАЙД 4

В Республике Беларусь учреждено звание Героя Беларуси.

За всю историю Беларуси 13 человек удостаивались звания Героя. Первым посмертно был награжден летчик Владимир Карват в 1996 году. Последними, также посмертно, звание получили летчики Андрей Ничипорчик и Никита Куконенко.

Среди всех награжденных: руководители предприятий (в том числе сельскохозяйственных) — 5; военные — 3; государственные служащие — 2; культурные деятели — 2; спортсмены — 1.

Четыре человека награждены званием Герой Беларуси посмертно.

СЛАЙД 5

Ведущий: 28 ноября исполнилось бы 65 лет Владимиру Николаевичу Карвату. Это первый Герой Беларуси.

Что вы знаете об этом человеке?

(ответы)

Родился Владимир Николаевич Карват 28 ноября 1958 года в Бресте.

Почти все в жизни будущего первого Героя Беларуси было, как у всех его сверстников, которые учились вместе с ним в одной из школ Бреста. В детстве вместе с друзьями он часто приходил в Брестскую крепость. Для мальчиков настоящей школой мужества стали руины цитадели. Они рассказывали о настоящем героизме, о том, что за правое дело нужно бороться до конца.

Как вспоминают педагоги, учился Володя легко и охотно, хотя отличником быть не стремился. Отличался разве что своей спортивностью, очень любил футбол - тренеры даже прочили ему хорошую футбольную карьеру в команде мастеров. Но Карват мечтал о небе, и вопроса о выборе профессии у парня не было.

Он решил стать защитником Родины. В 1977 году поступил в Армавирское высшее военно-авиационное училище. Причем, в отличие от школы, в училище он всегда был только лучшим, как и все 15 лет своего летного пути. Служил и летал Карват только на «отлично».

Все очень хорошо складывалось и в личной жизни. Со своей будущей женой Ниной познакомился еще в школьные годы - она часто приезжала в гости к своей бабушке, которая жила по соседству с их семьей.

После окончания училища Владимир получил распределение на службу на Дальний Восток - за тысячи километров от родного дома. Нина, как и полагается жене офицера, поехала за мужем. В военном поселке Калинка Хабаровского края они прожили 13 лет. Семья Корвата считалась дружной, о таких супругов говорят - «одно целое». У них родилось двое детей - дочь и сын.

В части Владимир Карват прошел путь от летчика до заместителя командира полка по летной подготовке. Летал на самолете МиГ-23. Карьера складывалась удачно, но все же летчик рвался в родные места.

Летом 1994 года он прибыл для прохождения службы в Вооруженные Силы Республики Беларусь, а 11 сентября 1994 г. принял присягу на верность белорусскому народу.

В Министерстве обороны Беларуси Владимир Карват получил назначение в город Барановичи в 61-ю истребительную авиабазу на ответственную должность начальника воздушно-огневой и тактической подготовки. Приобретенный до сих пор большой профессиональный опыт давал возможность Карвату с первых дней чувствовать себя на новой должности уверенно и успешно справляться со сложностями. К тому же по своему характеру Карват был человеком открытым, жизнерадостным, с хорошим чувством юмора, тактичным и деликатным, поэтому в коллективе авиабазы его сразу же полюбили.

В армии место руководителя - не за письменным столом. Командир воспитывает прежде всего личным примером. Владимир Карват был настоящим асом, щедро делился с подчиненными секретами мастерства.

Высокий профессионализм помог ему принять трудное, но единственно правильное решение в нештатной ситуации.

23 мая 1996 года подполковник Карват выполнял учебно-тренировочный полет согласно упражнением 314 «Курса боевой подготовки истребительной авиации» на самолете Су-27П. В 22 часа 54 минуты на самолете возник пожар. Машина стала терять управление и падать. Ситуация на борту была критической. Руководитель полетов дал команду на катапультирование. И нет сомнения, что летчик мог бы это сделать, но Владимир Карват, несмотря на ежесекундную опасность взрыва самолета, принял мужественное решение: что бы там ни было направить самолет в сторону и не допустить падения машины в густонаселенном районе. Впереди находились населенные пункты Арабовщина и Большое Гатище Барановичского района.

По заключению комиссии, расследовавшей причины авиационной катастрофы, и на основании объективного контроля установлено, что летчик до последней минуты делал все возможное для недопущения падения истребителя на населенные пункты. Карват, по показаниям черного ящика, практически до последней секунды сжимал рычаги управления, пытаясь сделать невозможное - подчинить машину и увести ее от деревни. Пока самолет, встав в последнее мгновение на дыбы, не упал на землю, перелетев деревню почти на километр.

Это был не просто километр - с каждым из его метров были намертво спаяны последние доли секунды жизни мужественного пилота Владимира Карвата. И следующие минуты, часы, годы жизни многих десятков спасенных им жизней. Самолет упал и взорвался на значительном расстоянии от домов, в которых тихо-мирно спали люди.

Свидетелями катастрофы стали многие местные жители, которые поспешили к обломков самолета на помощь летчику. Через 20 минут прибыли пожарные из городского поселка Городище. Удалось сбить пламя, не допустив возгорания кабины, однако летчик погиб при падении самолета. Ценой собственной жизни и благодаря летному мастерству подполковник Карват не допустил падения самолета на населенный пункт, чем спас много человеческих жизней.

Для жителей деревень Арабовщина и Большое Гатище Барановичского района 23 мая 1996 года стало днем второго рождения, а для подполковника Корвата этот день стал последним.

Подполковник авиации военный летчик первого класса Владимир Карват погиб в 37 лет. 21 ноября 1996 года Указом Президента Республики Беларусь за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга ему было присвоено звание Героя Беларуси (посмертно). Летчик стал первым Героем Беларуси.

В марте 1997 года было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об увековечении памяти Героя Беларуси, военного летчика подполковника В. М. Корвата». В соответствии с этим постановлением, имя героя-летчика было присвоено средней школе № 8 Бреста, где учился Владимир Карват. Была основана именная стипендия Героя Беларуси, которая выдается лучшему курсанту авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь.

Приказом Министра обороны Беларуси подполковник Владимир Карват навечно зачислен в списки личного состава 1-й авиационной эскадрильи 61-й истребительной авиабазы, в которой служил Герой. В части, по месту службы офицера, открыт музей, а на здании штаба установлена мемориальная доска. На месте катастрофы установлен памятный знак, а в центре деревни Арабовщина - памятник с мемориальной доской в честь героического летчика. В честь офицера названы улицы в Минске, Бресте и деревне Арабовщина, а также его имя имеет сквер и бульвар в Барановичах.

В память о Владимире в доме его жены Нины Карват остались фотографии, его наручные часы «Штурманские», который остановился в момент трагедии, личные документы. А еще награды, в том числе и награда, которая всегда будет памятью о так и не завоевано до конца большое небо Владимира Карвата, - «Золотая Звезда» Героя Беларуси под номером 1.

СЛАЙД 6, 7

Сегодня хочется вспомнить ещё одних Героев Беларуси. 19 мая 2021 года майор Андрей Ничипорчик и лейтенант Никита Куконенко разбились на самолете Як-130, который пилоты до последнего не покидали, уводя его от жилых домов. В результате не погиб никто, кроме самих летчиков. В память о них на месте катастрофы решили установить мемориал.

«Командир и летчик учебно-боевого авиационного звена учебно-боевой авиационной эскадрильи 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы 19 мая 2021 года в небе над Барановичами без колебаний предпочли расстаться с собственными жизнями, нежели рискнуть хоть кем-то на земле».

Андрей Ничипорчик был командиром звена учебно-боевой эскадрильи 116-й штурмовой авиабазы в Лиде. По информации у него остались жена и трое детей. В эфире Лидского телевидения об Андрее рассказывали, что он продолжил авиационное дело отца, посвятившего небу 33 года.

— Сам захотел стать летчиком, я ему, наоборот, в свое время, когда он поступал, рассказывал, какие трудности, какие определенные неожиданности в авиации, с которыми надо будет считаться. Но он эту профессию выбрал и сам достойно исполнил свое желание, — говорил отец Андрея.

Никита Куконенко был летчиком звена учебно-боевой эскадрильи 116-й штурмовой авиабазы в Лиде. Родом он был  из Полоцка, Военную академию окончил в 2020 году.

Совсем юный парень, который отдал жизнь свою ради жизней других людей.

Предлагаю почтить память Героев минутой молчания.

минута молчания

Герои – это не только люди, которые отдают свою жизнь ради спасения других. В списке Героев Беларуси значатся люди, которые своим доблестным трудом смогли прославить родную страну, укрепить её.

СЛАЙД 8-17

(рассказ сопровождается информацией презентации)

Павел Лукьянович Мариев. Генеральный директор ПО БелАЗ. Награжден за самоотверженную работу и исключительные заслуги в развитии отечественного автомобилестроения.

Александр Иосифович Дубко. Награжден посмертно. Председатель Гродненского облисполкома. Награжден за за исключительные заслуги перед государством и обществом.

Михаил Александрович Карчмит. Председатель агрокомбината «Снов». Награжден за самоотверженный труд, исключительные заслуги в развитии сельскохозяйственного производства.

Виталий Ильич Кремко. Председатель сельскохозяйственного коллективного предприятия «Октябрь». Награжден за самоотверженный труд, исключительные заслуги в развитии сельскохозяйственного производства.

Михаил Степанович Высоцкий. Генеральный директор Научно-инженерного республиканского предприятия «Белавтотракторостроение». Награжден за значительные заслуги перед государством и обществом, личный вклад в становление и развитие национального автомобиле- и автобусостроения, белорусской научной школы механики и комплексного проектирования мобильных машин, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, подготовку научных кадров.

Петр Петрович Прокопович Председатель Национального банка Беларуси. Награжден за значительный вклад в обеспечение устойчивых темпов экономического роста в Беларуси и повышение на этой основе уровня жизни населения республики.

Василий Афанасьевич Ревяко Глава сельскохозяйственного производственного кооператива «Прогресс-Вертелишки». Награжден за исключительные заслуги в социально-экономическом развитии страны.

Михаил Андреевич Савицкий Руководитель государственного учреждения культуры «Творческие академические мастерские живописи, графики и скульптуры». Награжден за исключительные заслуги в социально-экономическом развитии нашей страны.

Кирилл Варфоломеевич Вахромеев (Филарет) Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Награжден за исключительный личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога.

Дорогие ребята! Очень хочется, чтобы вы нашли своё место в жизни, всегда умели и находили правильное решение! Ваш сегодняшний подвиг – это хорошая учёба, примерное поведение! А если вы сегодня научитесь  справляться с этими задачами, то несомненно во взрослой жизни сумеете вести себя достойно!

свернуть

Урок мужества «Маленькие герои большой войны»

Цель: создание условий для воспитания интереса к героическому прошлому своей страны,  чувства патриотизма и милосердия, чувства уважения, гордости через знакомство с юными героями Великой Отечественной войны, их подвигами и героическими поступками во имя Родины

 Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, песни военных лет, выставка рисунков детей о войне, выставка книг о детях в годы войны.

Подготовительная работа: выставка рисунков детей на темы «Что я знаю о войне», «Дети и война», поиск материала о пионерах-героях, подготовка сообщений, создание презентации.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент (слайд 1)

( звучит спокойная музыка)

-Здравствуйте дорогие ребята! Я рада всех вас видеть на нашем мероприятии!

  1. Вступительное слово

-Тебе сейчас 7-8 лет или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома.  Ты видишь, как строят новые дома в городе, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны,  но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Ты мирно просыпаешься и улыбаешься своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день. По радио звучал голос Левитана. Это был день начала войны: 22 июня 1941года.

лайд 2)

Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро»

-Ребята, войну, которую немецкая армия начала 22 июня 1941 года против нашего народа немецкие генералы называли «молниеносной». Они рассчитывали завершить её через 6 месяцев и Новый 1942 год планировали встретить в Москве. Они даже приготовили пригласительные билеты на Новогодний вечер. Но просчитались.

(слайд 3)

Разве могли предположить фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут рядом с отцами и братьями совсем юные мальчишки и девчонки, на хрупкие плечи которых легла тяжесть невзгод военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Сегодня классный час носит название «Детство, опалённое войной». Памяти всех детей, которые ценой своей жизни приближали Победу.

  1. Маленькие герои большой войны (слайд 4)

- До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Они учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, как и все дети.

(Звучит песня «Священная война») лайд 5)

- Но пришёл час, и они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

- Вы, ребята, родились и растёте в мирное время. Вы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаете, что такое голод. О войне вы можете знать только по кинофильмам, художественным произведениям, рассказам фронтовиков. Для вас война – история, история нашей Родины, наших родных и близких.

Учащийся 1Было обычное жаркое лето.

Бабушка мне рассказала об этом.

Все отдыхали: кто с мамой на даче,

Кто на реке загорал и рыбачил.

В лагере детском ребята играли,

Горя и бед до поры не видали.

(слайд 6)

Учащийся 2. Вдруг грохот раздался,

И всё потемнело. 

Словно огромная птица влетела.

Рвутся снаряды.

Огонь полыхает.

Огненный враг на страну наступает.

Гибнут простые, мирные люди.

Кто уцелел, никогда не забудет:

От боли стонала родная земля.

Страшное слово узнала – «Война!»

- Несмотря на все тяготы войны, дети считали, что должны взять на себя равную со взрослыми меру ответственности за свою страну. До войны это были самые обыкновенные ребята, как и вы. Учились, помогали старшим, играли, бегали и прыгали. Но пришёл час войны, и они показали, каким они могут стать не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за свою Родину. А как много они могут сделать.

(слайд 7)

Школьники работали на военных фабриках и заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налётах , собирали тёплые вещи для фронтовиков, ухаживали за ранеными и выступали с концертами в госпиталях и воинских частях, брали в руки совсем не игрушечные автоматы и боеприпасы.  На фронтах и в партизанских отрядах со взрослыми – отцами и братьями сражались юные бойцы. Они были детьми, а воевали как взрослые. Тысячи юных совершали в те годы подвиги: связные и разведчики, маленькие подпольщики, сыновья партизанских отрядов, полков, боевых кораблей.

демонстрируется презентация «Пионеры – герои»

Выступление детей

  1. Валя Зенкина (слайд 8)

Первой приняла на себя удар врага Брестская крепость. Рвались снаряды, бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди – и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия и где, и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку, пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка – вода нужна раненым…

Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец – ведь иной возможности попытаться спасти им жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ, есть приказ. Тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы. И Валя клятву сдержала. Свою борьбу она продолжила в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество награждена Орденом Красной Звезды.

ВСЕ ВМЕСТЕ: ПОМНИМ!!!

  1. Зина Портнова (слайд 9)

Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Беларусь. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. «Девочка с косичками» - так называли Зину Портнову в подпольной организации «Юные мстители». По заданию партизанского отряда Зина устроилась рабочей в столовую для главных немецких офицеров. Вскоре вместе с подругой Зина осуществила дерзкую операцию: отравила более ста гитлеровцев.

В декабре 1943 года Зине было поручено ответственное задание:

разведать численность войск врага в районе Оболи. Когда, выполнив задание, Зина возвращалась в отряд, фашисты схватили Зину. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все

обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

ВСЕ ВМЕСТЕ: ПОМНИМ!!!

  1. Марат Казей (слайд 10)

Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в пятый класс – школу заняли фашисты и превратили в свою казарму. Мать Марата за помощь партизанам повесили. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось мужественное сердце мальчика. Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Марат стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, Марат попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку… За мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою Марату Казею.

ВСЕ ВМЕСТЕ: ПОМНИМ!!!

  1. Надя Богданова (слайд 11)

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде дяди Вани Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били , пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой…

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители.

После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение. Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь… Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

ВСЕ ВМЕСТЕ: ПОМНИМ!!!

  1. Володя Щербацевич (слайд 12)

Мать и сын Щербацевичи с первых дней оккупации Минска прятали у себя на квартире советских командиров, которым подпольщики время от времени устраивали побеги из лагеря военнопленных. Ольга Федоровна была врачом и оказывала освобожденным медицинскую помощь, переодевала в гражданскую одежду, которую вместе с сыном Володей собирала у родственников и знакомых. Из города удалось вывести уже несколько групп спасенных. Но однажды в пути, уже за городскими кварталами, одна из групп попала в лапы гестапо. Выданные предателем, сын и мать попали в фашистские застенки. Выдержали все пытки. А 26 октября 1941 года в Минске появились первые виселицы. В этот день в последний раз, окруженный сворой автоматчиков, прошел по улицам родного города и Володя Щербацевич… Репортаж его казни педантичные каратели запечатлели на фотопленке. И возможно, мы видим на ней первого юного героя, отдавшего свою жизнь за Родину во время Великой Отечественной войны.

14-летний минский подпольщик Володя Щербацевич был одним из первых подростков, кого немцы казнили за участие в подполье. Казнь его они запечатлели на фотопленку и распространили потом эти кадры по всему городу – в назидание другим..

ВСЕ ВМЕСТЕ: ПОМНИМ!!!

  1. Тихон Баран (слайд 13)

Свою войну с немецко-фашистскими захватчиками он начал 9-летним. Уже летом 1941 года в доме его родителей в деревне Байки на Брестчине областной антифашистский комитет оборудовал тайную типографию. Выпускали листовки со сводками Совинфорбюро. Тихон Баран помогал их распространять. Два года юный подпольщик занимался этой деятельностью. Гитлеровцам удалось выйти на след печатников. Типография была разгромлена. Мать Тихона с сестренками скрылась у родственников, а сам он ушел к партизанам. Однажды, когда он навещал родных, в деревню нагрянули немцы. Мать угнали в Германию, а парнишку избили. Он сильно заболел и остался в деревне.

Свой подвиг он совершил 22 января 1944 года. В этот день в деревне снова появились каратели. За связь с партизанами всех жителей расстреляли. Деревню сожгли. «А ты, – сказали Тихону, – укажешь нам путь к партизанам». Трудно сказать, слышал ли что-либо деревенский мальчишка о костромском крестьянине Иване Сусанине, более чем за три века до этого заведшего польских интервентов в топкое болото, только Тихон Баран показал фашистам такую же дорогу. Они убили его, но и сами не все вылезли из той трясины.

ВСЕ ВМЕСТЕ: ПОМНИМ!!!

  1. Дети – свидетели войны (слайд 14)

Кто возвратит детство ребёнку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки. Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10 или 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их! Вслушайтесь в воспоминания детей войны: «…осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи 2 булки тёплого хлеба…», «Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, чтобы не смотрел…», «Не прячьте мою маму в ямку, она проснётся, и мы с ней пойдём домой», - умоляла маленькая девочка солдата».

- Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало 1 сентября. Как теряли родителей и их усыновляли чужие люди, как увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за 4 года забыли, что такое хлеб. Мне кажется, что дети, пережившие войну – это уже маленькие герои. Мы с вами не так давно познакомились с книгой «Ніколі не забудзем». О чём она? Что вам запомнилось? Какие чувства вы испытывали?

(на музыкальном фоне  каждый учащийся читает по 1 строчке)

  • Дети войны и веет холодом,
  • Дети войны и пахнет голодом,
  • Дети войны и дыбом волосы:
  • На челках детских седые волосы
  • Земля омыта слезами детскими,
  • Детьми советскими и не советскими.
  • Какая разница, где был под немцами,
  • В Дахау, Лидице или Освенциме?
  • Их кровь алеет на плацах маками
  • Трава поникла, где дети плакали
  • Дети войны боль отчаянна
  • И сколько надо им минут молчания!
  1. Дети в концлагерях (слайд 15)

Война – это зловещие языки пламени. Стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. Выгоревшие дотла деревни и …лагеря смерти. Для всех без исключения – для молодых и старых, мужчин и женщин, взрослых и детей. В этих лагерях над людьми издевались, испытывали яды, заражали болезнями для медицинских опытов. А в конце – обессиленных и изнеможенных людей ожидало одно – смерть в печах, которые работали круглосуточно.

В этих концлагерях были и дети. В Гомельской области был организован лагерь для детей, которые стали поставщиками крови для раненых немцев. Послушайте воспоминания Кати Жачкиной, девочки, которая побывала в концлагере.

(Читает подготовленный ребёнок)

…Вошла немка и крикнула:

- Жачкина!

Я вздрогнула. Переводчица сказала, чтобы я подошла к этой немке. Я подошла. Она взяла меня за руку и повела в палату. В палате никого не было. На столе я заметила стеклянные трубки, в которых была кровь. Я поняла, чего меня сюда привели. От страха я покусала себе губы, и из них потекла кровь. На глазах выступили слёзы.

- Не плачь, ничего страшного не будет, - успокоила переводчица.

Меня раздели, взяли за руки и подвели к столу. Я упиралась и заплакала ещё сильней. Тогда немка и переводчица схватили меня под руки и силой положили на стол. Руки, ноги, голову привязали резиновыми жгутами. Немка в белом халате и с завязанным марлей ртом взяла шприц и проколола на правой руке вену. От боли я закричала и потеряла сознание. Когда я пришла в себя, передо мной стояли мои подруги. Лица у них были бледные: они думали, что я не выдержу и умру. Крови брали много, и многие дети умирали. Так умер двухлетний мальчик Толя, пятнадцатилетняя девочка Нина, трёхлетняя Галя и другие. У более здоровых и крепких детей кровь брали по несколько раз. Я была очень худая и обессиленная, и у меня больше не брали.

-Дети войны! Самые обыкновенные мальчишки и девчонки, такие же как и вы. Откуда они брали такие силы, проявляли такой героизм! Трудно даже поверить! Но это сделали дети! И это никогда не должно повториться! О детях и их подвигах написано много книг. Разве можно было победить народ, у которого даже дети не покорились чужой силе, мстили за свою землю, за гибель родных и близких, за своё украденное детство! Они навечно в нашей памяти! Во многих городах России установлены памятники детям войны, есть такой памятник и в нашем областном центре - г. Витебске.

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Просмотр видеозаписи « Дети войны»

  1. На фронтах и в тылу (слайд 16)

-Война была везде: и на огненных фронтах, и в глубоком тылу… Что

делали дети, когда отцы и деды уходили на фронт, когда шальная пуля или снаряд уносили из жизни близких? Они становились взрослыми: вместе с женщинами и стариками работали на фабриках и заводах, чтобы производить боевую технику и оружие, помогали на полях, в больницах. Ведь на войне маленьких не бывает.

-Ребята,чтобы узнать больше о войне, рекомендую вам прочитать данные книги с нашей выставки. Они помогут вам лучше понять, какой великой ценой была достигнута Победа.

(На выставке книги – «Ніколі не забудзем», «Рядом с отцами», Сяркоў «Мы з Санькам у тыле ворага», А.Шлег «Цыганок», «Юные герои Витебщины», Ю, Багушэвіч «Дырэктар зялёнай школы», «Дети войны», «Пионеры-герои»)

  1. «Никогда не забудем»

Ведущий: 9 мая 1945 года… Мир победил! Окончена война.

Всё помнится, ничто не позабыто,

Всё помнится, никто не позабыт.

И днём, и ночью в чаше из гранита

Святое пламя трепетно горит.

Неугасима память поколения

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновение

И в скорби постоим и помолчим.

(Минута молчания. Звуки метронома) (слайд 17)

Ведущий: Почему мы должны помнить о героях Великой Отечественной?

Нам нужен мир – тебе, и мне,

И всем на свете детям,

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство.

-Это была Великая война, потому что была Отечественной! В этой войне победил народ! Победили все — и герои, и жертвы! Автор песни Марк Бернес сравнил людей с птицами.

(прослушивание отрывка песни « Журавли» (слайд 18)

Ведущий: Ребята , у каждого из вас лежит на столе журавлик. Образ прострелянных журавлей — это души солдат , не вернувшихся с войны. Журавли — это наша память и боль сердца. И их полет — это застывший подвиг в веках наших героических предков, оставивших нам Родину свободной и великой. Ребята, возьмите в руки журавликов и встаньте вместе со мной в круг. Мы организовали с вами круг дружбы, мира, надежды и памяти. Спасибо вам и я надеюсь, теперь вы больше узнали о том, как трудились дети и подростки в годы Великой Отечественной войны. Это очень важно - знать и помнить героические страницы истории нашей Родины.

свернуть

Квест-игра «Знай и помни»

Цель: создание условий для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в годы Великой Отечественной войны.

Задачи: 

развитие интереса детей и подростков к историческому прошлому нашей страны, военной  истории нашего Отечества;

формировать у подрастающего поколения чувство уважения, гордости и благодарности перед поколением военного времени;

мотивировать детей и подростков на изучение героических военных событий 1941-1945 гг.;

воспитывать дружелюбие, чувство ответственности;

вовлечь максимальное количество детей и молодежи в интерактивное взаимодействие.

Участники: команды, индивидуальные участники

Условия проведения: Для проведения квест-игры  подготовлены маршрутные листы. Каждая команда (участник) должны пройти все станции (проходить их нужно только в порядке, указанном в маршрутном листе). На каждой станции находится модератор. Команды могут иметь название и эмблемы.

За правильные ответы ставятся баллы. За правильное объяснение ответа добавляется бонусный балл, учитывается также время прохождения маршрута.

Перед началом квеста все участники собираются на общий сбор, где ведущий объясняет правила игры.

Ход игры

Ведущий:  День Победы - самый замечательный праздник. Этот праздник отмечает не только вся наша страна, но и весь мир, все человечество. Победа была не легкой, многие не вернулись домой, погибли, защищая нас с вами. Они так хотели, чтобы мы жили в дружной и счастливой стране. 1418 дней длилась война. Сколько горя и слёз она принесла. Миллионы жизней по всей земле – и взрослых, и детских – она унесла. Остались разрушенными тысячи деревень и городов. Мало осталось в живых людей, которые прошли эту страшную войну. В праздник Победы все поздравляют ветеранов Великой Отечественной Войны.

Приглашаем принять участие в квест-игре «Знай и помни», в которой вы продемонстрируете свои знания о военных событиях 1941-1945 годов.

Сейчас каждая команда (участник) получает маршрутный лист, в котором указано направление движения. Двигаться от станции к станции необходимо строго по порядку их номеров. Порядок движения по станциям у каждого свой. На всех станциях вас ждут мотедаторы, которые и будут знакомить с заданиями, оценивать вашу подготовку и ставить отметку о выполнении в баллах.

Передвижение разрешено быстрым строевым шагом. Передвижение бегом или по одиночке (если это команда) запрещено, только дружно.

Ведущий объявляет старт.

Участники знакомятся с планом, находят место отправления, откуда нужно начать выполнение задания, начинают свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим.

Выполнение заданий на станциях.

Описание станций: «Смекалка», «Техника»,  «Солдатская»,  «Алфавит Победы», «Разведчики», «Письмо ветерану».

Станция 1. «Смекалка» (приложение 1)

Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них.

Задание 1. Соедините части пословицы.

За каждую правильно составленную пословицу – 1 балл.

Задание 2. Загадки «Военные профессии»

За каждую правильно отгаданную загадку  – 1 балл.

  1. Едет на танке (танкист) 2. Азбукой Морзе владеет (радист) 3. Из пушки стреляет (артиллерист) 4. Мину поставить может (минёр) 5. Её обезвредит, конечно, ...(сапёр) 6. Из пулемёта строчит (пулемётчик)
  2. Самолёт летит в небе. Его ведёт (лётчик)

Станция 2. «Техника Великой Отечественной войны»

Задание 1. Назовите известные вам боевые машины Великой Отечественной войны. Правильный ответ – 1 балл

Задание 2. «Воздушный бой»

1- сделать самолетик из бумаги – 5 баллов

2- запустить самолетик (учитывается дальность полета самолетика)  – 5 баллов

Станция 3. «Солдатская»

Задание. «Снарядите солдата» (приложение 2)

Стрелками укажите, что необходимо иметь солдату времён Великой Отечественной войны.  

Станция 4. «Алфавит Победы»

За каждый правильный ответ – 1 балл.  Итого –  30 баллов

Задание 1. Ответить на вопрос.

А. Этот род войск называли богом войны  (Артиллерия)

Б. Он бывает рукопашным  (Бой) В. Какое событие случилось  22 июня 1941 года?  (Война) Г. Человек, совершивший подвиг  (Герой) Д. Что в армии должно быть железным?  (Дисциплина) Е- Ё. Противотанковое заграждение  (Ёж) Ж. Фамилия маршала Победы  (Жуков) З. Его водрузили над рейхстагом в мае 45-го  (Знамя)

И. Самолёт советской армии, ведущий воздушный бой  (Истребитель) К. Грозное оружие, названное именем девушки  (Катюша) Л. Этот город пережил блокаду  (Ленинград) М. Какой город отстояли герои-панфиловцы  (Москва) Н. Эскадрилья французских лётчиков, воевавшая с фашистами на  территории Советского Союза называлась.. («Нормандия-Неман») О. Награда   (Орден) П. Этот род войск называли царицей полей  (Пехота)

Р. Над каким зданием в Берлине водрузили знамя Победы?  (Рейгстах) С. Меткий стрелок  (Снайпер) Т. Какая военная техника участвовал в сражении на Курской дуге? (Танки) У. Что кричат, когда идут в атаку? (Ура) Ф. Переправа войск через реку?  (Форсирование) Х. Патрон бывает боевой и  (Холостой) Ц. Её нужно поразить при стрельбе  (Цель) Ч. На посту у вечного огня стоит  (Часовой) Ш. Верхняя одежда солдата?  (Шинель) Э. Передвижение войск железнодорожным составом? (Эшелон) Ю. Будущий матрос?  (Юнга) Я. Матросский танец?  (Яблочко)

Задание 2.  «Собрать пазл»  - 5 баллов

Собрать плакат из пазла (учитывается время – 1 минута)

плакат «Родина – мать зовёт!»

Станция 5. «Разведчики»

Ведущий: «У разведчика глаз остер, ум хитер, отличный слух и охотничий нюх!» - говорит народная пословица. А сейчас предлагаем поработать связистами, которые расшифровывают с помощью ключа шифрограммы, содержащие донесения разведчиков.

Задание «Расшифровать донесение» (приложение 3)

Каждая команда (участник) получает карточку с шифровкой и ключом.

Правильный ответ- 10 баллов.

  1. СТАНЦИЯ «ПИСЬМО ВЕТЕРАНУ»

Задание: написать письмо ветерану  - 10 баллов.

Подведение итогов: Закончилось ваше путешествие. Каждый памятник, каждый обелиск пробуждает в нас светлую память о них, погибших за Родину. Для нашего поколения – это история, но история близкая, сопереживаемая. В наших силах сделать так, чтобы героические страницы истории Отечества не предавались забвению. Мы обязаны знать, чтобы помнить.

Подсчет очков каждой команды (участника)

Награждение. Жюри подводит итоги, благодарит за участие. Победители награждаются памятными призами.

свернуть

Заочное путешествие «Я и моя малая родина»

Заочное путешествие «Я и моя малая родина»

Цель: создание условий для воспитания чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой родине.

Задачи: способствовать пониманию значения выражения «малая родина»;

расширить и углубить знания о малой родине;

развивать у детей речь, творческие способности, желание больше узнавать о своем крае.

Участники: учащиеся 3-4 классов

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Достопримечательности Новогрудка», запись песни «С чего начинается Родина?», карта Республики Беларусь.

Ход урока

  1. I. Организационный момент.

Педагог: Ребята, сегодня мы проведем необычный урок. Мы отправимся в путешествие.  Очень важное путешествие для каждого из нас. Послушайте строки из известной песни и скажите, о чем мы сегодня будем говорить.

Прослушивание 1 куплета песни «С чего начинается Родина?»

  1. II. Сообщение темы занятия

Педагог: Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на нашем мероприятии?

Ответы детей

- Вам понравились строки из песни?

Какие слова повторяются в песне?

А сейчас подумайте, что значит Родина для каждого из вас. Скажите, как вы понимаете слово «Родина»?

Ответы детей

- Значит, Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, это дом, в котором живет каждый из нас; это люди, наши родные и друзья, которые нас окружают.

Как называется наша Родина?

(на доске карта Беларуси, педагог показывает)

Наша Родина – это Республика Беларусь, страна, в которой мы родились, живем, учимся. Давайте хором произнесём название нашей Родины.

  1. Стихотворение «Родны край»

 Белорусский писатель Якуб Колас в поэме «Новая зямля» написал о Родине так:

О, край родны, край прыгожы,

Мiлы кут мaix дзядоў!

Што мiлей у свеце божым

Гэтых светлых берагоў,

Дзе бруяцца срэбрам рэчкi,

Дзе бары, лясы гудуць,

Дзе мядамi пахнуць грэчкi,

Нiвы гутаркi вядуць.

Какие понятия вложил поэт в слово Родина?

Ответы детей

Очень много входит в это понятие: хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живет, мама, которая дала жизнь. Без всего этого человеку просто невозможно жить.

Задание «Художник»

 На некоторое время я предлагаю вам стать художниками. Но рисовать вы будет не красками, а словами. Необходимо создать картину о нашей Родине. Каждое красивое слово надо объяснить.

Ответы детей

Синеглазая – у нас много красивых рек, озер, в полях цветут синие васильки.

Зеленая – очень много лесов, лугов и полей.

Лучшая – потому что – это наша Родина.

Дружелюбная – белорусы – народ дружелюбный и гостеприимный.

Белая – белый – цвет добра и чистоты. Издавна белорусы любили одеваться в белые льняные рубашки.

Красивая – у нас красивые города, деревни, улицы, площади.

Трудолюбивая – в Беларуси живут трудолюбивые люди, которые делают много необходимых вещей.

Лесная – много лесов, боров, пущ.

Чудесная – у нас чудесные изделия из соломы, глины, деревянные игрушки. Мастеровая – в Беларуси очень много мастеров, которые вышивают, плетут из лозы, рисуют.

Щедрая – белорусская земля очень щедра. Она дарит богатый урожай овощей и фруктов, ягод и грибов.

Толерантная – в Беларуси живут добрые люди. Они уважают других людей, считаются с их мнением. У них много друзей.

Партизанская – в годы Великой Отечественной войны в белорусских лесах было много партизанских отрядов, которые сражались за Родину.

- Замечательная картина получилась у вас. Беларусь – это наша большая Родина. А у каждого из нас есть своя малая родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями. Может быть, чужому человеку покажется всё здесь обыкновенным и простым, но нашему сердцу должна быть дорога каждая мелочь. Словом, малая Родина у каждого своя!

Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья –

Ласковая малая

Родина моя!

- А как называется наша малая родина?

Да, это наша родная Новогрудчина. А, что вы знаете о нашем городе?

Ответы детей

Как показывают археологические данные, первое поселение на месте нынешнего города возникло в конце Х века. Название впервые упоминается в письменных источниках под 1044 годом в связи с походом князя Ярослава Мудрого. Есть сведения о Новогрудке (Новогород, Новгородок) и в Ипатьевской летописи под 1252 годом. Новогрудок имеет большое значение наряду с Полоцком и Туровом.

Новогрудок был резиденцией князя литовского Миндовга, который здесь короновался в 1253 году и принял титул короля. В XIII — XIV столетиях — центр удельного Новогрудского княжества. В XIII столетии поселение не раз переходило от литовских к галицко-волынским князьям и наоборот. Вообще, город и его окрестности часто подвергались разрушению, а замок — осаде. В 1255, 1274 и 1278 годах сюда приходили татары, в 1314, 1321, 1341, 1391 и 1394 годах — крестоносцы. И это далеко не полный перечень вражеских нашествий.

Новогрудский замок или точнее те руины его, которые расположены на Замковой горе в Новогрудке, оставили у нас двоякое впечатление. Первое, это конечно то, что одна из сохранившихся башен действительно является частичкой нашей великой истории, ну а вторая — это уже шедевр белорусской реставрации. До наших времен сохранилось всего две башни Новогрудского замка — Щитовка или Центральная, это та, что похожа на старинное сооружение и Костёльная, так что была реставрирована.

Не стоит далеко отходить от Новогрудского замка чтобы увидеть какие то исторические места города. Прямо с Замковой горы открывается отличный вид на Фарный костел. Это довольно старое сооружение в Новогруке, построенное еще во времена Великого Княжества Литовского в готическом стиле. С этим костелом связано несколько исторических событий: одно из них — это венчание польского короля и второе — это крещение великого белорусского поэта Адама Мицкевича.

Католический храм Святого Михаила является действующим костелом, построенным в стиле барокко еще в 17 веке. В костел обязательно нужно зайти внутрь чтобы увидеть очень красивые гипсовые скульптуры Святых, которые расположены по всему храму.

Адам Мицкевич родился в Новогрудке и прожил в этом городе все свое детство до поступления в Виленский университет. Признанный и почитаемый в Польше, Литве и других странах, в Беларуси имеет скромный памятник в Новогрудке и небольшой музей, который также рекомендуем посетить.

Этот памятник в Новогрудке также неразрывно связан с поэтом Адамом Мицкевичем, ведь именно в его честь был насыпан этот курган в городе. Интересный факт, как проходило возведение кургана, на протяжении нескольких лет почитатели таланта Мицкевича привозили землю со своей родины в честь бессмертия поэта, с которого надо заметить открывается неплохой вид на Новогрудский замок и центральный парк города.

Еще одно религиозное строение Новогрудка в готическом стиле — Борисо-Глебская церковь. За свою продолжительную историю, а храм является самым древним в Новогрудке, менялись конфессии несколько раз, сейчас же это действующий православный собор.

Конечно можно было бы сказать, что наша прогулка по Новогрудку завершена, но мы рекомендуем отправиться с нами дальше и посмотреть какие достопримечательности находятся в окрестностях города.

Далее мы направляемся в Щорсы, небольшой городок на северо-востоке Новогрудка. Там мы можем увидеть дворец магнатского рода Хрептовичей.

Недалеко от усадьбы Хрептовичей сохранились хозяйственные постройки, причем в то, что это всего лишь хоздвор поверить очень трудно. Хозпостройки сооружены в замковом стиле, помимо внушительных стен из красного кирпича, имеются угловые круглые башни.

Педагог: Что нового вы узнали о своём городе и его окраинах?

Какой вы хотите видеть свою малую родину? Что для этого надо делать?

Ответы детей

Педагог: Значит, каждому человеку нужно любить и беречь свою малую родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.

III. Подведение итогов

Педагог: Скажите, о чем мы сегодня говорили?

Что нужно делать каждому, чтобы Родина процветала?

Ответы детей

Педагог: Дорогие ребята, наш путешествие подходит к концу! Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались патриотами своей страны. Вы ещё пока маленькие, но вы все уже граждане нашей страны. От каждого из нас зависит её будущее. Я верю, что каждый будет старательно учиться и делать всё возможное, чтобы наша страна процветала.

 

свернуть

Викторина «Есть такая профессия — Родину защищать!»

  1. В каком фильме прозвучала фраза, ставшая «крылатой»: «Есть такая профессия — Родину защищать!»

Ответ: «Офицеры»

  1. Как назывался праздник 23 февраля, отмечаемый в период с 1946 до 1993 год?

Ответ: «День Советской Армии и Военно-Морского флота»

  1. О людях, какой воинской специальности идет речь в фильме «В бой идут одни старики»?

Ответ: О летчиках

  1. Фото какого объекта вы видите?

Ответ: Музей Великой Отечественной войны.

  1. Напишите название знаменитой песни из кинофильма «Два бойца»:

…Верю в тебя, в дорогую подругу мою,

Эта вера от пули меня темной ночью хранила...

Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,

Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось…

Ответ: «Тёмная ночь».

Из какого фильма этот кадр?

Ответ: А зори здесь тихие…

  1. О какой битве идет речь.

«…был же тогда день субботний, и на восходе солнце сошлись оба войска. И немцы, и чудь пробились клином сквозь полки. И была тут злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышан был треск от ломающихся копей и звук от ударов мечей, так что и лед на замершем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью…»

Ответ: Ледовое побоище, 1242 г.

  1. Войска какого государства были разбиты в сражении на реке Синие воды князем Ольгердом?

Ответ: Золотая Орда

  1. Как в Великом Княжестве Литовском назывался руководитель вооружённых сил? В разное время эту должность занимали Константин Острожский, Лев Сапега, Михаил Огинский.

Ответ: Гетман

  1. Об этой симфонии Алексей Толстой сказал: «... Красная Армия создала грозную симфонию мировой победы. Шостакович прильнул ухом к сердцу Родины и сыграл песнь торжества...». Какой номер имеет симфония, написанная Дмитрием Шостаковичем в блокадном Ленинграде?

Ответ: Симфония №7.

  1. Кто автор известного крылатого выражения: «Пришел, увидел – победил!»?

Ответ: Юлий Цезарь

  1. В ходе, какой битвы Великой Отечественной войны состоялось крупнейшее танковое сражение?

Ответ: Курская битва, д. Прохоровка

  1. Скорострельное оружие названо по имени американского конструктора. В I Мировой войне применялось почти всеми воюющими странами. Модернизированный в 1941 состоял на вооружении Советской Армии до конца 2-й Мировой войны.

Ответ: пулемет «Максим»

  1. Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. За всю историю прошедших им войн был дважды серьезно ранен. Первый раз в глаз, второй раз – в голову. Имел почти все русские награды. Дипломат. Умер в 1813 г.

Ответ: Кутузов М. И.

  1. Князь-воин, совершивший целый ряд победоносных походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ. Разгромил Хазарское ханство. Но война с Византией не принесла ему удачи. Когда князь возвращался на Русь, его в засаде ждали печенеги. Князь погиб. Его воинская слава побудила печенежского князя изготовить из его черепа чашу: он надеялся, используя её, перенять доблесть и полководческий талант князя.

 Ответ: Князь Святослав

  1. Назовите трёх самых известных русских богатырей.

Ответ: Илья Муромец,  Алёша Попович,  Добрыня Никитич.

  1. А как звали верблюда, которого богатыри в Киев привели?

Ответ: Вася

  1. Из какого произведения строки?

— Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль…

Ответ: Василий Теркин

  1. Как в советском народе ласково называли реактивную систему БМ-31 -12?

Ответ: «КАТЮША»

  1. Как называли бревно с металлическим наконечником, которое применялось в старину для разрушения крепостных стен.

Ответ: Таран

  1. Как назывался "остров" в Минской области, где в годы Великой Отечественной войны располагалась одна из основных баз партизанского движения, а также был построен первый в Беларуси партизанский аэродром и налажена работа подпольной типографии, где печатались газеты «Звязда» и «Чырвоная змена»?

Ответ: Зыслов остров

  1. Храм Христа Спасителя — это самый большой собор Русской Православной Церкви, вмещающий до 10 тысяч прихожан. Он был воздвигнут в знак мужества русского народа. В честь какого события он был построен?

Ответ: война 1812 года

  1. Напишите дату освобождения г. Новогрудка от немецко-фашистских захватчиков.

Ответ: 8 июля 1944 года.

свернуть