/files/01687/img/Без названия.pngИнновационная и экспериментальная деятельность - Средняя школа № 1 г.Новогрудка /files/01687/img/Без названия.png/files/01687/img/Без названия.png

Инновационная и экспериментальная деятельность

Календарный план реализации инновационного проекта «Внедрение модели гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа» на 2023/2024 учебный год

Календарный план реализации инновационного проекта «Внедрение модели этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа» на 2023/2024 учебный год

Внедрение модели гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа

Информационная характеристика проекта

1. Название проекта:

Внедрение модели гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа.

2. Разработчики проекта:

Агановская Татьяна Ростиславовна, Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Новогрудка»

Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта

Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью воспитания гражданина и патриота, высоконравственной личности, порядочного и культурного человека, что обусловлено требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021–2025 гг. Центральной проблемой воспитания гражданина и патриота является разностороннее развитие нравственно зрелой, творческой личности обучающихся.

Современная социально-культурная ситуация предъявляет высокие требования к формированию личности обучающихся: обладать духовно-нравственной культурой, социальной активностью, быть конкурентоспособным и мобильным.

Наиболее эффективным механизмом воспитания гражданственности и патриотизма, активной гражданской позиции обучающихся является опора на историю и традиции белорусского народа. Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Воспитание гражданина – одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания, усилия прежде всего следует сосредоточивать на формировании у учащихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов республики Беларусь: герба, флага, гимна, символики других стран, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. Патриотизм и гражданственность выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам.

Важным условием эффективного гражданско-патриотического, идеологического, нравственного и этического воспитания является использование историко-культурного наследия нашей страны, патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников на основе истории и традиций белорусского народа. Поиском выхода из сложившегося кризиса занимаются как государственные, так и общественные институты. Предлагаются различные экономические, социальные модели преобразования страны. Ищется путь, способный выразить традиции Беларуси и дать ясные патриотические и духовно-нравственные ориентиры в общественной жизни.

Христианские ценности лежат в основе современной цивилизации и в течение длительного времени влияют на общественно-историческое развитие. В данном проекте реализуется возможность координации совместной нравственно-воспитательной деятельности государства и церкви, разработка и внедрение новых форм социализации личности. Единство и многообразие культурного контекста – это исключительная черта, которая присуща Беларуси. В настоящее время задача состоит в том, чтобы остаться верными традициям и формировать устойчивое понимание и осознание исторической востребованности патриотизма как социокультурного феномена.

По итогам многолетних исследований можно констатировать, что формирование национального самосознания учащегося происходит только тогда, когда он воспринимает себя личностью, которая уважает свой народ, любит родную землю, стремится изучить историю и культуру своего народа, протянув незримую нить к собственным истокам. Культура и искусство всегда являлись движущей силой развития общества. Без них невозможно сохранить историческую память народа. Ведь без прошлого нет настоящего, а значит, и будущего. Важно понять, ощутить связь времён, почувствовать сопричастность к традиционной культуре народа, осознать себя в этом мире – кто мы есть на самом деле.

Выбор и актуальность темы инновационного проекта обусловлены необходимостью:

воспитания высокой гражданской позиции и социальной активности;

развития национального самосознания и патриотических чувств учащихся посредством освоения культуры белорусского народа, изучения народных традиций, ремесел, ценностного отношения к своим историческим корням;

формирования гражданских качеств через познание общественно-политической системы государства, прав, обязанностей, осмысление гражданского долга;

воспитания гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре и наследию своей страны.

Актуальность рассматриваемой проблемы формирования и развития гражданственности и патриотизма, недостаточная теоретико-практическая разработанность данной проблемы определили выбор темы проекта: «Внедрение модели гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа».

В учреждении образования есть потребность во внедрении и адаптации комплекса мероприятий в рамках внедрения модели гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа.

Цель проекта: научно-методическое обеспечение и эффективная организация процесса гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа.

 

В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:

- проанализировать отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа;

- внедрить, апробировать и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования модель гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа;

- разработать механизм внедрения модели гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа в социальное пространство учреждения образования, региона;

- определить, апробировать и внедрить методическое обеспечение, оптимальные формы и методы гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа в системе учреждения образования;

- создать благоприятные условия в учреждении образования для гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа;

- обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.

Новизна инновационного проекта заключается:

- в апробации и внедрении модели гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа;

- в разработке и внедрении активных, интерактивных, коллективных творческих, проектных и игровых методов социально значимой деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию на основе истории и традиций белорусского народа;

- в разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению модели и инновационного педагогического опыта по гражданскому и патриотическому воспитания на основе истории и традиций белорусского народа в системе учреждений образования.

свернуть

Внедрение модели этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа

Информационная характеристика проекта

Инновационный проект «Внедрение модели этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа»

Сроки реализации: 2021–2026

Разработчик проекта: (руководитель учреждения образования) Агановская Татьяна Ростиславовна, Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Новогрудка»

 

Актуальность инновационного проекта

Стратегия развития образования в Республике Беларусь среди приоритетов государственной политики в области воспитания определила разработку и реализацию моделей успешной позитивной социализации и поликультурной компетентности обучающихся, патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности обучающихся, формирование гражданской идентичности молодёжи на основе традиционных ценностей и приобщения к культурному наследию белорусского народа.

Миграция (переселение) населения происходит во всем мире и в нашей стране. Становится смешанным национальный состав многих народов. Появляются смешанные семьи, в которых родители разных национальностей, рас, верований. Социальная стабильность в условиях многонационального государства зависит от уровня поликультурного воспитания людей, способных с уважением воспринимать представителей иной культуры и строить с ними отношения на основе толерантности.

Поликультурное воспитание в учреждениях образования – сравнительно новое направление педагогической деятельности. Перед современным образованием стоит задача создания таких педагогических условий, при которых будут учитываться особые потребности обучающихся разной этнической и культурной принадлежности. Согласно Г. М. Коджаспировой, поликультурное воспитание определяется как учет культурных и воспитательных интересов разных этнических и национальных меньшинств.

Философско-педагогический анализ процесса воспитания позволяет выделить три типа воспитания, отличающиеся характером взаимосвязи субъектов этого процесса. Это:

– семейное воспитание 

– социальное воспитание, осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях, так и в социуме

        - духовно-нравственное воспитание. 

Единство и взаимосвязь этих трех граней развития человека позволяют растущей личности:

– иметь физическое и психологическое пространство для становления своих личностных качеств (семейное воспитание);

– обретать смысл в постижении окружающего мира и самого себя (духовно-нравственное воспитание);

– а также осваивать навыки взаимодействия с себе подобными в равноправном и иерархическом взаимоотношениях. 

Три названных типа воспитания находятся в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и дополняют друг друга. При этом, ключевым, интегрирующим аспектом выступает духовно-нравственное воспитание, которое пронизывает, наполняя нравственным смыслом, как семейное, так и общественное воспитание. Нарушение целостности единого воспитательного процесса приводит к искажениям в развитии личности, формированию отклоняющихся форм поведения.

В нашем проекте предпринята попытка внедрения модели этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся на ранних этапах онтогенеза, в основе которой лежит неоспоримая, общепризнанная в науке и проверенная в педагогической практике роль духовно-нравственного воспитания личности, основанного на национальных традициях и православных ценностях белорусского народа. Это в полной мере соответствует нормативно-правовым положениям Кодекса об образовании РБ, Учебным программам дошкольного и школьного образования РБ, другим правовым государственным актам. Осмысление значения православия для истории образования, а также тенденций возрождения православных традиций воспитания в современном обществе, сделали возможным вывод о наличии и признаках системы духовно-нравственного воспитания в учреждениях образования. Это, в свою очередь, сделало возможным рассмотрение проблемы оптимизации процессов этнической социализации  и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в контексте возможностей духовно-нравственного воспитания.

 Этническая социализация личности понимается как процесс становления этнической идентичности, формирования системы ценностных ориентаций, смыслообразующих мотивов поведения личности. Необходимым психолого-педагогическим условием достижения указанных результатов этнической социализации является обоснование, построение и реализация психолого-педагогической модели этнической социализации воспитанников и учащихся.

На основе аналитической информации по реализации предыдущих инновационных проектов можно выявить следующие противоречия:

- между процессами расширяющегося этнокультурного педагогического взаимодействия субъектов образования и отсутствием технологического обеспечения этого процесса в современных учреждениях образования;

-между потребностями в педагогических кадрах с высокой этнокультурной компетентностью, способных эффективно осуществлять педагогический процесс в поликультурном пространстве учреждения образования и низким уровнем готовности педагогов к работе по этнической социализации обучающихся.

Учреждения образования имеют широкие возможности для приобщения обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям белорусского народа.

Исходя из вышеизложенного, проблема инновационного проекта состоит в определении сущности и специфики этнической социализации и поликультурной компетентности обучающихся, выявлении организационно-педагогических условий и средств, обеспечивающих ее эффективность.

Недостаточная разработанность проблемы и её актуальность определили выбор темы инновационного проекта: «Внедрение модели этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности  обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа»

        Новизна работы состоит в анализе и обобщении накопленного опыта в патриотическом воспитании предшествующих поколений; разработке образовательных ситуаций, педагогических методов, форм социального партнёрства и влияния по возрождению и использованию национальных традиций в целях успешной этнической социализации и формировании поликультурной компетентности личности обучающихся.  

Предлагается соответствующая модель, наполняющая образовательную среду учреждений образования этнокультурным содержанием с учётом психологических закономерностей этнической социализации и поликультурной компетентности личности. Ядром модели выступает сотрудничество всех институтов и агентов социализации личности в учебной и внеучебной деятельности, в урочной и внеурочной формах организации образовательного процесса. Обязательным условием внедрения модели видится развитие внутренней мотивации, инициативности, просоциальной активности всех субъектов образовательного процесса. Подчёркивается необходимость охвата всех видов образовательной деятельности в целях успешной этнической социализации и формировании поликультурной компетентности обучающихся.

Внедрение модели основывается на деятельностном подходе, культурно-исторической концепции развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн). В качестве продуктивных технологий этнической социализации и поликультурного воспитания обучающихся выделяются: обучение в сотрудничестве, методы «Образовательная ситуация», «Образовательное событие», метод проектов, технология «мозаичный класс» и др.

Предлагаются критерии оценки результативности психолого-педагогической модели этнической социализации и поликультурной компетентности обучающихся, алгоритм и технологическое описание её реализации в дорожной карте, образовательных ситуациях. Дорожная карта представляет собой целостное видение процесса в пространстве и времени, с привязкой к конкретным технологиям и конечным продуктам совместной и индивидуальной деятельности.

Цель и задачи инновационного проекта

Цель проекта: обоснование, построение и реализация психолого-педагогической модели этнической социализации и поликультурной компетентности обучающихся на православных традициях и ценностях белорусского народа, формирование личности, способной к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей чувством патриотизма и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, верований.

Задачи проекта:

 создание системы работы учреждения образования, основанной на внедрении эффективных форм и педагогических технологий, обеспечивающих успешную этническую социализацию и поликультурную компетентность обучающихся;

разработка и внедрение инновационных технологических приемов, подходов, методов и форм этнокультурной социализации и поликультурной компетентности обучающихся;

поиск новых направлений, педагогических идей, технологических решений формирования позитивной этнической идентичности личности и поликультурной компетентности обучающихся;

 развитие поведенческих навыков, моделей конструктивного общения с представителями иных культур и этносов; 

стимулирование педагогической инициативы, повышение профессионального мастерства педагогов;

формирование психологической компетентности участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).

 

свернуть