Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Новогрудского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 1 г.Новогрудка
/files/01687/img/Без названия.png
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных составляющих воспитания учащихся и приоритетным направлением воспитательной и идеологической работы государственного учреждения образования «Средняя школа № 1 г. Новогрудка». В 2020/2021 учебном году завершился практический этап реализации инновационного проекта «Внедрение модели нравственного развития обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа с учётом регионального социокультурного кластера», который реализовывался в учреждении образования с 2018 по 2021 год под руководством консультантов: Осипова Алексея Ивановича – заведующего кафедрой философии учреждения образования «Институт подготовки научных кадров НАН Беларуси», доктора философских наук, профессора; Финькевич Людмилы Владимировны – доцента кафедры психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидата психологических наук; Бройко Александра Васильевича – директора общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой».
Нравственное развитие личности является актуальной педагогической проблемой и требует формирования нравственного сознания и приобретение опыта духовно-нравственного поведения.
Идея инновационного проекта заключалась в объединении усилий учреждений образования, культуры, Белорусской Православной Церкви и общественности, а также в объединении всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных, экономических и т.д.) в единый воспитательный кластер в целях воспитания подрастающего поколения на фундаментальных традиционных духовных и нравственных ценностях белорусского народа.
Опыт работы направлен на совершенствование системы воспитания, на формирование у учащихся системы духовно-нравственных ценностей и умение с их позиций оценивать свои действия и поступки. Здесь не столько происходит усвоение учащимися системы знаний, сколько формирование у них мотивации поступков, освоение норм поведения, характерных для православной культуры. Все это помогает обеспечить формирование мировоззрения учащихся, осознанный выбор ими нравственных ориентиров, правильный отбор критериев оценки мыслей и действий.
Целевая аудитория
Представленные материалы могут быть использованы в работе учителей при организации факультативных занятий «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма», «Основы православной культуры», классных руководителей, педагогов дополнительного
образования, педагогов-психологов, заместителей директора по воспитательной работе как опыт реализации духовно-нравственного воспитания. По аналогии данный проект можно
внедрить в других учреждениях общего среднего образования.
Результаты внедрения модели регионального социокультурного кластера позволили:
повысить уровень нравственного развития учащихся;
укрепить социальное партнерство, расширить внешние связи с заинтересованными учреждениями и организациями в работе по нравственному развитию учащихся;
обеспечить преемственность в реализации учебных программ «Основы православной культуры»;
создать условия для функционирования единой информационно-образовательной среды;
повысить профессиональные компетенции участников образовательного процесса в работе по нравственному развитию учащихся на православных традициях и ценностях белорусского народа с учетом регионального социокультурного кластера;
достичь высоких результатов по развитию личностной сферы педагогов – участников инновационной деятельности в части повышения уровня сформированности мотивационной сферы к инновациям и личностному росту, трансляции эффективного инновационного опыта.
Теоретические основы
В наиболее общем смысле термин нравственное развитие обозначает процесс, с помощью которого дети интернализируют общественные понятия о правильном и неправильном (М. Кордуэлл).
В основу идеи нравственного развития положены теория социального обучения, которая рассматривает нравственное развитие в терминах выработки у ребенка морально приемлемых видов поведения. Теория психоанализа: в результате Эдипова комплекса и комплекса Электры дети идентифицируется с родителями того же пола и интернализируют их жизненные ценности в своем Супер - Эго. Теории когнитивного развития (например, теория Кольберга) рассматривают нравственное развитие как отражение способа детских рассуждений о моральных дилеммах, что в свою очередь является продуктом их интеллектуального развития.
Условно процесс нравственного развития личности можно разделить на два взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа: этап нравственного воспитания и этап самовоспитания (Е.Е. Витрук).
Этап нравственного воспитания состоит из нескольких уровней, основные из которых: этический, уровень вежливости, воспитанности и собственно нравственный уровень.
В этап нравственного самовоспитания мы включаем последовательность следующих уровней: интеллигентность, уровень культуры, акме и духовность.
Первый этап нравственного воспитания – это, в основном, воздействие взрослых на ребенка и взаимодействие с ним.
Второй этап – самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование, это сознательное духовное возвышение (восхождение), это стремление к полной реализации всего потенциала личности, стремление к акме.
Знание и систематическое научение этическим правилам, включение в педагогически целесообразную и психологически оправданную деятельность, а также отбор наиболее эффективных действий необходимо оптимизируют процесс качественного освоения этического уровня нравственного развития личности, что позволяет естественно и органично перейти на уровень вежливости.
На уровне вежливости внешне все те же нормы и правила, но это уже не формальное следование им, а качественно новое, личностное, субъективное, индивидуальное отношение (они приняты, поняты, переработаны и соответственно этому действуют).
Основная задача уровня воспитанности – превратить (перевести) количественный набор правил и норм поведения в качественное преобразование личности. Переход вежливости, учтивости в воспитанность – есть переход количества в качество.
Уровень нравственного поведения личности характеризуется нравственной зрелостью личности. Соответствие нравственных знаний и нравственного поведения свидетельствует о высоком нравственном развитии личности.
Уровень нравственного сознания личности означает, что человек знает, что делать, как делать и зачем делать, понимает и предвидит последствия сделанного и сказанного им. Именно ответственность является содержанием нравственного сознания. И она же определяет уровень нравственного сознания. На данном уровне достигается гармония (разумное сочетание) между «внешним» и «внутренним».
Уровень нравственности является вершиной нравственного воспитания и необходимым условием для дальнейшего нравственного самосовершенствования личности. Достижение данного уровня возможно только при условии целенаправленной, планомерной, заинтересованной,
осмысленной работы всех субъектов воспитательного процесса (семьи, школы, социальных институтов и активности самих воспитанников) в образовательном пространстве, рассматриваемом как вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры образующегося.
Н.К. Катович предложена модель структуры образовательно-воспитательного пространства региона:
В центре модели находится ценностно-смысловое ядро, основу которого составляет личность школьника.
Второй уровень модели составляет само образовательно-воспитательное пространство.
Третий уровень модели — координационно-педагогический компонент.
Современное образовательное пространство выступает как фактор социальной стабильности и адаптации личности в многокультурной среде; путь реализации аксиологических императивов; средство удовлетворения
образовательных, познавательных и культурных потребностей человека; форма социально-педагогического обеспечения поддержки и безопасности детей и молодежи.
Главной целью современного образовательного пространства должно стать создание гуманистической атмосферы, ориентированной на личностный подход в развитии каждого ребенка, на выработку и реализацию условий социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи в современном социуме.
Для успешного внедрения данной модели на базе учреждения образования необходимо эффективно использовать накопленный методический опыт, опыт сотрудничества с семьями, социумом и православным приходом в том числе, а также кадровый потенциал учреждения образования. Наша локальная модель представлена следующим образом:
В модели выделено 3 основных блока:
1.Концептуально-целевой блок.
Модель, положенная в основу инновационного проекта, сформирована на основе нескольких концептуальных подходов к изучению проблем нравственного развития личности обучающегося в современном образовательном пространстве.
Аксиологический подход, который предполагает приоритетное значение ценностей личности и коллектива в процессе образования и воспитания.
Личностно-ориентированный подход подразумевает индивидуализацию и творческую направленность образовательного и воспитательного процесса по повышению уровня нравственного развития личности обучающегося в образовательном пространстве.
Деятельностный подход, основным принципом которого является принцип единства сознания и деятельности, предполагает взаимосвязь и взаимозависимость сознания и психики и различных форм предметной деятельности.
Системный подход, при котором образование и воспитание с позиции системного подхода рассматриваются как системы, обладающие определенными структурами, но не сводимыми к сумме конкретных элементов, в них свойства каждого элемента определяются его местом в общей структуре.
Основные принципы деятельности – развития, непрерывности, преемственности, доступности, самоорганизации, самоуправления.
2.Содержательно-деятельностный блок.
Предложен объединенный единым замыслом комплекс социально-ориентированных мероприятий, направленных на решение основных задач инновационной деятельности.
Его новизна состоит в том, что в рамках организации образовательного процесса создан региональный социокультурный кластер по взаимодействию учреждения образования с учреждениями дошкольного, среднего специального, дополнительного образования, учреждениями культуры, расположенными в микрорайоне школы, а также социальными партнёрами по нравственному развитию личности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа. Объединение ресурсов (интеллектуальных, информационных, кадровых, культурно-досуговых, материально-технических, финансово-экономических) данных учреждений и организаций позволит более эффективно осуществлять процесс нравственного развития обучающихся в образовательном пространстве.