/files/01687/img/Без названия.pngБиблиотека - Средняя школа № 1 г.Новогрудка /files/01687/img/Без названия.png/files/01687/img/Без названия.png

Библиотека

На базе библиотеки СШ№1 г. Новогрудка создан информационно-библиотечный центр (ИБЦ)  как структурное подразделение с целью формирования медиакультуры пользователей и функциями сбора, обработки и распространения традиционной и медиаинформации, где собраны электронные ресурсы не только библиотеки, но и предметных кабинетов.

Основные задачи  ИБЦ:

  • комплектование фондов ИБЦ на различных носителях информации;
  • оказание библиотечно-информационных услуг и  услуг дополнительного  образования;
  • организация взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями  по формированию информационной грамотности, информационного  мировоззрения и информационной культуры учащихся как обязательного условия обучения.

В  настоящее время информационно-библиотечный центр оснащен:

  1. компьютером для работы библиотекаря;
  2. компьютером с доступом в Интернет для работы педагогов и учащихся;
  3. программным комплексом «БиблиоГраф».

Внедрение программного комплекса «БиблиоГраф» позволяет быстро и качественно обрабатывать информацию, создает условия для эффективной организации обслуживания читателей-учащихся и читателей-педагогов.

Услуги, оказываемые информационно - библиотечным центром:

  • обслуживание читателей на абонементе в режиме «запрос – ответ».
  • оказание библиотечно-библиографической помощи:
  • выполнение тематических справок;
  • тематический подбор литературы;
  • составление информационных списков поступившей литературы;
  • проведение индивидуальных библиотечно-библиографических консультаций;
  • мониторинг изучения чтения различных групп читателей;
  • оформление тематических книжных выставок;
  • проведение литературных вечеров, викторин, конкурсов, бесед-обзоров, круглых столов.

К услугам пользователей предоставлены подборки  презентаций,  полнотекстовые электронные документы, журналы, электронные средства обучения; учебно-методические пособия, учебные пособия, методические рекомендации; периодические издания и приложения к ним; мультимедийные презентации, разработанные педагогами учреждения образования.

Электронные средства обучения:

1. Беларусь – страна твоего будущего.

2. Я – Гражданин РБ.

3. Предметно-программное обеспечение:

•          Обучающий комплекс «Русский язык. Средняя школа» (в двух частях)

•          Обучающий комплекс «Русский язык. Начальная школа».

•          Русский язык. 5 класс. Формирование языковой, речевой и лингвокультурологической компетенции.

•      Русский язык. 5-10 классы. Визуальный электронный комплекс учебных средств по русскому языку и культуре речи с методикой применения.

•          Русский язык. Начальная школа. 2-4 классы. Речевой этикет.

•          ПМК «Русская словарная лексика»

•          Английский язык. Начальная школа.

•          Обучающий комплекс «Математика. Начальная школа»

•          Обучающий комплекс «Математика. Средняя школа»

•          ПМК « Генератор тестов и уроков»

•          ПМК «Знак» и тесты по всем учебным предметам

•          ПМК «Учебный мониторинг»

•          ПТК «ПараГраф: Учебное заведение ХХI»

•          Информатика и информационные технологии. Информационно-справочная система.

•          История Беларуси. Белорусские земли с древнейших времен до конца ХV века.

•          Физика. Электричество.

•          Всемирная история. 10 класс.

•          Здаровы лад жыцця. Решительное «НЕТ» табакокурению.

Замки Гроденщины

Новый замок в городе ГРОДНО

Строительство нового королевского дворца было задумано Августом ІІ, королем польским и великим князем литовским. Дворец в Гродно должен был стать королевской резиденцией и местом проведения генеральных сеймов Речи Посполитой. Однако строительство дворца было осуществлено только при Августе ІІІ.

Проект дворцового комплекса был разработан Карлом Фридрихом Пёппельманом, придворным архитектором из Дрездена. Строительство длилось с 1737 по 1742 год.

Главный корпус в виде буквы «П» образовывал большой парадный внутренний двор – курдонёр. Главный вход вел в большой Зал стражи, украшенный фресковыми росписями. Рядом находились первая приемная короля (Овальный зал), Сенаторский и Посольский залы. Королевские апартаменты находились в правом крыле дворца, а в левом – помещения для придворных, слуг и охраны. Поскольку дворец был возведен напротив Старого замка, прежней резиденции королей, со временем за ним закрепилось название Новый замок. Первый генеральный сейм Речи Посполитой в новом дворце прошёл в 1744 г. В 1793 г. здесь состоялся последний сейм Речи Посполитой, на котором был утверждён второй раздел Речи Посполитой.Здание сильно пострадало во время боев за город в 1944 году. Восстановлением дворца и приспособлением его под административное учреждение руководил архитектор В. Вараксин.

 

Мирский замок.

Находится в городском поселке Мир Кореличского района Гродненской области, построен по принципу оборонительных сооружений. Когда-то в этих стенах была резиденция самых знаменитых белорусских кланов: Ильиничей, Радзивилов, Витгенштейнов и Святополк-Мирских.

Вокруг постройки были разбиты парки итальянского и английского стилей, комплекс был под надежной защитой земляных валов, а неподалеку находилась часовня-усыпальница и дом местного сторожа.

Первое упоминание о местечке Мир относится к 1395 г., тогда в летописях о нём вспоминают в связи с походом крестоносцев, однако, точной информации о дате основания замка на данный момент нет. Так был построен трёхэтажный дворец, вокруг которого появились земляные валы, ров с водой, был разбит сад и создано искусственное озеро.  В начале девятнадцатого века Мирский замок был частично восстановлен, после чего его продали Николаю Святополк-Мирскому в 1895 г. В послевоенные годы Мирский замок стал пристанищем для местных жителей, которые остались без крова. Потом на территории замка располагался гарнизон.

 

Лидский замок

 Это выдающийся памятник оборонительного искусства 14-15 веков. По-другому он зовётся Замком Гедимина и сурово возвышается над Лидой, напоминая всем приезжим о славном героическом прошлом белорусской земли.

Летопись Лидского замка начинается в 1323 году: именно тогда вышел приказ великого князя литовского Гедимина построить в Лиде каменную крепость, которая смогла бы препятствовать крестоносцам наносить свои разрушительные набеги вглубь белорусских земель. На постройку Лидского замка ушло несколько лет.

Лидский замок всегда принадлежал знатным особам: так, через некоторое время крепость стала владением Ольгерда, а потом и Ягайло, который был не только великим князем литовским, но и польским королём. Крепость нередко спасала жителей Лиды от набегов врагов на протяжении 14-18 веков.

Попытки реставрации были предприняты в первые годы советской власти. В 1953 г. государство взяло её под свою охрану.

Любчанский замок

Был заложен во второй половине 16 века на левом берегу Немана, недалеко от селения Любча. Во второй половине 17 века Любчанским замком Беларуси завладел герой времен восстания Богдана Хмельницкого 1648-1651 гг., Великий гетман литовский Януш Радзивилл, известный своей жестокостью. В 1655 г. полковник Золотаренко вместе с казацким войском захватил и сжег крепость, разрушив две башни и разграбив население. После этой трагедии крепость навсегда перестала быть важным военным объектом Речи Посполитой и резиденцией рода Радзивиллов. С тех пор владельцы постоянно сменялись. В XIX веке были снесены последние постройки внутреннего двора Любчанского замка, а на их месте был сооружен красивый двухэтажный дворец в стиле английской неоготики.

До наших дней из четырех боевых башен уцелели только две. Позже на территории укрепления действовала школа, а в 1964 г. был организован краеведческий музей.

Новогрудский замок

В некогда крепком и внушительном замке велась активная светская и военная жизнь. В 1253 году здесь был коронован литовский князь Миндовг, который затем выбрал Новогрудок своей резиденцией. В 1314 году здесь, под предводительством князя Давида Гродненского, были разгромлены крестоносцы, а в 1422 году польский король Ягайло сочетался браком с княжной Софьей Гольшанской, которая родила ему сына и положила начало роду Ягеллонов.

На замок нападали татары, но самые сильные разрушения замок получил во время войны России с Польшей в 1654-1657 годах. Окончательно его разрушила война со шведами в 1700 – 1721 гг.

Сегодня от замка остались лишь частичные сооружения, но это место и сегодня привлекает любителей рыцарских заповедей и поклонников турниров.

Кревский замок

Он во многом стал судьбоносным в истории белорусских земель. Именно здесь в 1385 году была подписана известная Кревская уния, которая фактически создала союзное государство ВКЛ и Польши с разными армиями, экономиками, законами и монархами. Более поздние договоренности все более тесно связывали две страны, которых объединял общий монарх. В конце концов это привело к заключению в 1569 году Люблинской унии.

 Замок был построен в XIV веке, хотя само строительство, скорее всего, было начато еще в конце XIII века. Он находился около слияния рек Кревлянка и Шляхтянка. Традиционно считается, что замок был окончательно завершен между 1338 и 1345 годами.

 В 1503-1506 годах замок пережил несколько серьезных осад татар и был серьезно поврежден. Но его постоянно отстраивали заново. В 1519 году Крево вместе с замком, практически без сопротивления, захватили московские войска. Впрочем, удерживать укрепление они не стали и отступили.

Сильные разрушения замок пережил во время Северной войны. После нее он полностью утратил свои оборонительные функции и в дальнейшем продолжал разрушаться. ..Но в первую мировую войну достаточно неплохо сохранившееся сооружение было практически полностью уничтожено артиллерийскими ударами. Дело в том, что именно через Крево более трех лет проходила линия фронта, на которой постоянно велись позиционные бои.

Гольшанский замок

Один из памятников дворцово-парковой, по мнению некоторых учёных, голландской архитектуры начала XVII века, послуживший прообразом замка в известном произведении белорусского классика Владимира Семёновича Короткевича «Черный замок Ольшанский». Замок был представлен прямоугольником двора со строениями, обнесённый системой оборонительных сооружений в виде рвов и валов, со сторожевыми многогранными башнями по углам и въездным тоннелем.

В 1880 г. владельцем замка был некто Горбанев, который безжалостно разобрал его часть для постройки новой корчмы. Позже дворцовые кирпичи стали строительным материалом для различных деревенских хозяйственных нужд. Однако позднее, несмотря на все перипетии, руины (остатки стен и башен, арочные перекрытия) получили статус Государственного памятника архитектуры БССР и сегодня Гольшаны считаются музеем под открытым небом. Две мировые войны основательно разрушили великолепный дворец, изумлявший современников своей роскошью: изысканной лепниной, богатыми гобеленами, резной мебелью, изделиями от самых лучших оружейников мира. На окнах со стороны замкового двора были шикарные витражи, пол украшала мозаика. Под дворцом оборудованы глубокие подвалы. Замок был настолько прекрасен, что получил название «Каменный цветок».

Геранёнский замок

Один из самых технически совершенных замков, когда-либо построенных в Беларуси. Построен замок приблизительно на рубеже XV-XVI веков.

Геранёнский замок в свое время стал одним из первых каменно-кирпичных замков на территории нашей страны. Замок был сложен из камня и облицован кирпичом.  Внутри замка, около его южной стены, располагался двухэтажный дворец, который был построен чуть позже, чем остальные строения – приблизительно в конце ХVI столетия.

Внутри замка располагался каменный дворец. Но построен он был в конце XVI века, так как по документам еще в 1565 году дворец был деревянным.

Также к замковым сооружениям относился костел Св.Николая, строительство которого было начато в 1519 году основателем замка Ольбрехтом Гаштольдом. Он неоднократно разрушался, но сегодня остается единственным сохранившимся сооружением из замковых укреплений.

Единственная документально известная осада замка произошла во время «кровавого потопа» 1654-1661 годов. Замок был полностью разрушен русскими войсками, но после войны его за короткое время восстановили. В 1708 году, во время Северной войны, здесь размещался отряд Шведской армии вместе с королем Речи Посполитой Станиславом Лещинским.

 В XVIII веке замком владели Мнишки, Сологубы и Браницкие.  В XVI веке здесь произошло несколько съездов шляхты Польши и Литвы с целью достигнуть договоренности относительно кандидатуры короля Польского и Великого князя Литовского. На месте замка сохранились лишь рвы, земляные валы, небольшие фрагменты (1-2 м в высоту) каменных цилиндрических башен. Все заросло деревьями и кустарником.

Замки Беларуси

Название замка

Владельцы замка или дворца

Мирский замок

Николай Святополк-Мирский

Старый замок в Гродно

Стефан Баторий

Лидский замок

Николай Радзивилл Сиротка

Замок в Любче

Иван Паскевич

Новогрудский Замок

Князь Гедимин

 

Ян Кишка

 

Лев Сапега

 

Войцех Пусловский

 

Какой архитектурный стиль Мирского замка?

 

По поручению какого князя был построен Лидский замок?

Старый замок в Гродно

Он изначально строился как оборонительное сооружение. Для его строительства использовали дерево, и во время пожара в 1398 г. здание полностью сгорело. После этого на месте сгоревшего сооружения князь Витовт возвел Верхний замок с пятью башнями, который позже переименовали в Старый замок. Он располагался на крутом холме, где речка Городничанка впадала в Неман. Ширина стен крепости составляла 3 м, а их продолжительность достигала 300 м. Высота укрепительного сооружения была неровной и с зубцами сверху. Во время правления короля Стефана Батория в Старом замке располагалась его резиденция. В 1576-1586 гг. в очередной раз укреплание подверглось перестройке, и от прежнего здания остались лишь стены и некоторые башни.

 

свернуть

Сведения о библиотеке

Заведующая библиотекой - 

Зубрик Александра Анатольевна

    График работы библиотеки:

Пн., чт., пт. : 8.00-16.00

Вт.: 8.00-16.30

Ср.: 8.00-15.00

обед - 13.00-13.30

Суббота: 9.00-12.00

     Выходной - воскресенье

 

Девиз нашей библиотеки: "Вечных истин немеркнущий свет — это — книга. Да здравствует книга! Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное"

Цель:

 Создание условий для воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, умеющей отличить истинные ценности от мнимых через использование литературных произведений и образов.

Задачи:

  • обеспечение образовательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно – библиографического  обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей;
  • формирование у читателей независимого библиотечного пользователя: обучение пользования книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации;
  • совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий; расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования оргтехники и компьютеризации библиотечно-информационных процессов;
  • распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе.

История создания библиотеки

  Библиотека была открыта в 1933 году в СШ №1. Библиотека является структурным подразделением Государственного учреждения образования «Средней школы №1 г. Новогрудка» (от 29 октября 2009 года решение №790 Новогрудского районного исполнительного комитета), которая осуществляет информационное сопровождение образовательного процесса и обеспечивает права его участников на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

Документы, регламентирующие работу библиотеки:

  • Закон «О библиотечном деле в Республике Беларусь».
  • Кодекс Республики Беларусь об образовании».
  • Конвенция ООН о правах ребёнка
  • Положение о библиотеке ГУО "СШ №1 г.Новогрудка»
  • Правила пользования библиотекой
  • Должностная инструкция зав. библиотекой
  • Инструкция по учёту и сохранности библиотечных фондов в Республике Беларусь
  • Инструкция по содержанию, пополнению и обновлению библиотечных фондов школьных учебников
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе.
  • Методические рекомендации по организации работы библиотек учреждений общего среднего образования.

 В библиотеке можно:

•          Взять книгу на дом

•          Почитать периодику                                                                                      

•          Подобрать материал для реферата

•          Интересно подготовить домашнее задание

•          Подготовиться к информационным часам

•          Поработать с электронными источниками информации

•          Найти ответ на интересующий вопрос

•          Поработать с энциклопедиями и справочными изданиями  в читальном зале

•          Познакомиться с книжными выставками

•          Получить библиографическую справку

•          Принять участие в литературных играх

•          Поработать в читальном зале с электронными учебниками или контрольными экземплярами учебников.

 

Периодические издания:

   В фонде библиотеки имеются: «Беларуская энцыклапедыя», «Этнаграфія Беларусі», “Чырвоная кніга Рэспублікі Беларусь”, “Малая дзіцячая чырвоная кніга”, и многие другие книги и энциклопедии, посвященные нашей Республике Беларусь, а также книги из серий “Великие тайны” и «Я познаю мир».

   Для детей младшего школьного возраста серия книг «Маленький профессор». Каждая книга в занимательной и развивающей форме открывает удивительный мир Беларуси: белорусские легенды, достопримечательности белорусских городов и деревень, национальная кухня, знаменитые деятели, столица Беларуси, мир природы и многое другое.

 Дети очень любопытны их интересует буквально всё. На эти и многие-многие другие вопросы вы можете найти ответы, познакомившись с книгами Галины Трофимовой, которые выходят в серии «Рассказы Деда Природоведа». Главное достоинство этих книг состоит в том, что материал представлен на понятном для детий языке, а еще в каждой из них есть «Игротека Деда Природоведа», которая предлагает выполнение интересных заданий на внимание и смекалку. Ну что, заинтересовались, тогда вперед! Книги серии вы можете взять в школьной библиотеке. Играйте и читайте вместе!

 

Формы работы:

1.Книжные выставки

2.Обзоры

3.Беседы

4.Игры-путешествия

5.Мультимедийные презентации

6.Литературные игры

7.Конкурсы, викторины и др.

В читальном зале регулярно оформляются тематические выставки, литературный календарь.

Сведения о библиотеке:

 Книжный фонд художественной и методической литературы составляет 3750 экземпляров, а объём учебного фонда равен – 5244 экз.

Колличество читателей - 243 

Число посещений - 3585

Книговыдача - 4203

Колличество мероприятий - 46

 
 
 
свернуть

Правила в библиотеке

Пользователи библиотеки имеют право:

  1. Получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах.
  2. Пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки.
  3. Получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации.
  4. Получать в пользование на абонементе и читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации.
  5. Продлевать срок пользования документами.
  6. Получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки (исключение: справки повышенной сложности).
  7. Получать консультативную помощь в работе с информацией на традиционных носителях, при использовании электронным оборудованием.
  8. Участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой.
  9. Совместно с библиотекой создавать клубы, кружки по интересам. Общества друзей библиотеки, чтения, книги.
  10. Получать платные услуги, предоставляемые библиотекой, согласно уставу школы и «Положению о платных услугах».
  11. Обращаться в случае конфликтной ситуации с работниками библиотеки к директору школы.
  12. Оказывать практическую помощь библиотеке.
  13. Делать подарки библиотеке.

Пользователи библиотеки обязаны:

  1. Соблюдать Правила пользования библиотекой.
  2. Соблюдать инструкцию о мерах безопасности в библиотеке.
  3. Снимать верхнюю одежду.
  4. Выключать мобильные телефоны.
  5. Не принимать пищу, напитки, грызть семечки.
  6. Соблюдать тишину и культуру поведения.
  7. Сообщать, при записи в библиотеку, необходимые сведения для заполнения формуляра читателя.
  8. Бережно относиться к печатным изданиям (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок, копирования рисунков и т.п.), электронным носителям, персональному компьютеру, мебели.
  9. Поддерживать порядок расстановки книг в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках.
  10. Пользовать ценными и единственными экземплярами книг, справочными изданиями только в читальном зале библиотеки.
  11. При получении произведений печати и иных документов пользователь должен убедиться в отсутствии в них дефектов, а при обнаружении – проинформировать работника библиотеки.
  12. Не выносить книги и другие документы из помещения библиотеки, если они не записаны в формуляре читателя.
  13. Расписываться, за исключением учащихся 1-4 классов, в формуляре читателя за каждую полученную книгу.
  14. Проходить ежегодно перерегистрацию с предъявлением всей числящейся за ними литературы в установленные библиотекой сроки.
  15. Возвращать книги в библиотеку в установленные сроки.
  16. Пользователи, ответственные за утрату или порчу книг библиотеки, или их родители (законные представители учащегося) обязаны заменить их равноценными, при невозможности замены – возместить реальную рыночную стоимость книг.
  17. По истечению срока обучения или работы в школе пользователи обязаны вернуть взятые в библиотеке книги. Личное дело учащегося и обходной лист работника по истечении срока обучения или работы в школе без соответствующей пометки о возврате всех книг, взятых в библиотеке, не выдаются.

Порядок записи в библиотеку

  1. Запись учащихся в библиотеку проводится в индивидуальном порядке по списку класса, педагогов, сотрудников, родителей (законных представителей учащихся) и сторонних пользователей – по паспорту.
  2. При записи в библиотеку читатель должен ознакомиться с Правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей личной подписью в формуляре читателя.
  3. На каждого читателя библиотеки заполняется формуляр читателя установленного образца, который подтверждает право на дальнейшее пользование библиотекой.
  4. Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факты получения пользователем книг из фонда библиотеки и приема их обратно работником библиотеки.

Порядок пользования абонементом

  1. Пользователи имеют право получать на дом одновременно не долее 20 книг (вместе с учебниками), в том числе редкие, дефицитные, из многотомных изданий – не более 2 книг.
  2. Сроки пользования документами:
  • Учебники, учебные пособия – учебный год
  • Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с изучения соответствующих литературных произведений
  • Научно-популярная, познавательная, художественная – 1 месяц
  • Периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней
  • Редкие и ценные издания на дом не выдаются
  1. Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
  2. При получении книги пользователи обязаны расписаться в формуляре читателя за каждую полученную книгу, взятую в пользование.
  3. При возвращение книг работник библиотеки обязан расписаться в формуляре читателя против каждой возвращенной в библиотеку книгу.

Порядок пользования читальным залом

  1. Количество книг, выдаваемое для работы в читальном зале, не ограничивается.
  2. Запрещается выносить книги из читального зала в помещения школы.
  3. Допускается, по договоренности с работниками библиотеки, брать на дом книги, предназначенные для работы в читальном зале, при условии, что эти книги будут взяты перед закрытием библиотеки и возвращены на следующий день к моменту начала работы библиотеки.

Ответственность пользователей

  1. В случае, когда пользователь библиотеки получил книги, в которых имелись дефекты, а он не просмотрел эти книги на предмет наличия в них дефектов, а соответственно не доложил библиотекарю о их наличии, то ответственность за порчу книг будет нести этот пользователь.
  2. При нарушении сроков пользования книгами без уважительных причин к пользователям, в установленном порядке, могут быть применены санкции (как правило, временное лишение права пользования библиотекой).
  3. Пользователь, который потерял или испортил книгу, обязан заменить её соответственно такой же, в том числе копией в переплете или заменить её равнозначной книгой.
  4. За утерю или порчу книги несовершеннолетним пользователем ответственность несут его родители, опекуны или попечители.
  5. Умышленная порча или хищение книг из библиотеки предусматривает административную ответственность (родителей учащихся) или уголовную ответственность самого пользователя.

Права работника библиотеки

  1. Направлять читателю напоминание о возврате книг, используя данные, предоставленные им при записи в библиотеку (адрес, телефон и т.п.).
  2. Определять размеры компенсаций за ущерб, причиненный пользователем библиотеке.
  3. Лишать права читателя пользоваться библиотекой при нарушении Правил пользования библиотекой.
 
 
                    
 
 
 
 
 
свернуть

Каталоги и коллекции электронных национальных образовательных ресурсов

http://www.school-collection.edu.ru 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 

http://www.adu.by 

Национальный институт образования Министерства образования РБ 

http://ripo.unibel.by/?action=informatization&mode=ped_res#8 

Педагогические ресурсы Интернет  

http://www.intuit.ru 

Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ) 

http://www.infojournal.ru 

Журнал "Информатика и образование" 

http://www.computer-museum.ru 

Виртуальный компьютерный музей 

http://acmp.ru 

Школа программиста 

http://neerc.ifmo.ru/school 

Олимпиады по информатике, Санкт-Петербург 

http://oi-minsk.narod.ru 

Школьные олимпиады по программированию в Минске 

http://dl.gsu.by 

Белорусский сайт дистанционного обучения 

http://informatics.mccme.ru 

Дистанционная подготовка по информатике 

http://www.byoi.narod.ru 

Олимпиады по информатике в Беларуси 

http://www.lyceum.by 

Лицей при БГУ 

http://www.elkin52.narod.ru 

Занимательная физика в вопросах и ответах 

http://www.solnet.ee 

Детский портал "Солнышко" для дошкольников и младших школьников (виртуальная школа, развивающие игры, сказки и многое другое) 

http://www.nlb.by 

Национальная библиотека Беларуси 

http://www.slounik.org 

Беларускiя слоўнiкi i энцыклапедыi 

http://www.radzima.org 

Зборнiк помнiкаў зямлi беларускай 

http://www.starbel.narod.ru 

История Беларуси IX-XVIII вв. Первоисточники 

http://www.geraldika.by 

Национальный геральдический портал 

http://www.artmuseum.by 

Национальный художественный музей 

http://www.belaruscity.net 

Города Беларуси 

http://www.mir.pravo.by 

Детский правовой сайт 

http://www.azbez.com 

Азбука безопасности 

http://www.bcf.by 

Сайт РОО «Белорусский Детский Фонд» 

http://www.brsm.by 

Сайт ОО «Белорусский республиканский союз молодежи» 

http://www.deti.by 

Портал для детей больших и маленьких 

http://www.bakonkurs.by 

Белорусская ассоциация "Конкурс"

свернуть

Информация для учащихся

 Книгоглотатель 

Я очень начитан. Читаю, читаю…

Мне все говорят, что я книги глотаю.

Когда-то глотал я коньков с горбунками,

Сейчас – Гарри Поттера вместе с очками.

Шпионов в шпинате, вампиров в томате,

Принцессу в сиропе и в сахарной вате,

И Трёх мушкетёров с оружием вместе,

И острых драконов в мифическом тесте.

Потом Робин Гуда попробовал с луком.

Вот только никак не грызётся наука!

То сахара мне не хватает, то соли.

Вареньем намазать учебники, что ли?

Книги, журналы, газеты, энциклопедии и комиксы - все это знакомо и привычно вас, ребята, с малых лет. А когда все это появилось в первый раз? Хотите узнать?

Вот например интересно узнать, кто придумал карандаш?

   Современным карандашам не более 200 лет.

  Примерно 500 лет назад в шахтах города Камберленд в Англии был обнаружен графит. Считается, что тогда же начали изготовлять и графитовые карандаши.

  В германском городе Нюрнберг знаменитая семья Фабер с 1760 года начала изготовление карандашей, используя графитовый порошок, но не совсем успешно. Наконец в 1795 году некий Конт изобрел карандаши, изготовленные из смеси графита и некоторых сортов глины и обожженные впечи. Эта технология используется и сегодня.

  «Простые» карандаши изготовлены из графита, который оставляет на бумаге темный след.

   При производстве карандашей сухой порошок графита смешивают с глиной и водой. Чем больше глины, тем тверже карандаш, больше графита — мягче грифель. После образования из смеси тестообразной пасты ее пропускают через формовочный пресс, получая тонкие липкие веревочки. Их распрямляют, разрезают по размеру, сушат и направляют в печь для обжига. Деревянные заготовки из кедра или сосны разрезают напополам по длине и вырезают канавку для грифеля. Обе половинки с грифелем затем склеивают. Дощечки разрезают на карандаши, внешняя их сторона полируется.

   Сегодня производится более 300 видов карандашей для различных видов деятельности. Можно приобрести простые карандаши различной твердости или заказать карандаши 72 цветов! Существуют карандаши для нанесения надписей на стекле, ткани, целлофане, пластмассе и кинопленке. Существуют карандаши, используемые в строительстве и оставляющие след на поверхности, находящейся на открытом воздухе в течение нескольких лет!

Где была напечатана первая газета?

  

 У вас в школе наверняка есть доска объявлений. Когда вы читаете их, что вы получаете? Информацию! Когда-то давно такой была единственная существовавшая в мире газета. Всю информацию и все новости сообщало правительство и приносили путешественники. Новости вывешивали на специальных досках объявлений, где каждый мог прочесть их.

  Конечно, это нельзя назвать настоящей газетой, так как настоящую газету вы можете взять с собой куда захотите. Итак, за первой в мире газетой мы должны отправиться в Древний Китай.

  Около 1300 лет назад правительство Китая выпустило газету под названием «Тчинь Пао», что значило «Новости столицы». Таким образом правительство информировало своих граждан о важнейших событиях.

  В Древнем Риме тоже существовала правительственная газета, которую распространяли бесплатно среди людей. Она называлась «Акта Диурна», или «События дня». Таковы были две первые в мире газеты, о которых у нас остались какие либо сведения.

   А к XVI веку людям уже пришлось платить за газету! В Венеции правительство выпускало газету под названием «Нотициэ Скриттэ» («Письменные новости»), и за один ее экземпляр люди платили одну гадзетту (такова была денежная единица в Венеции).

  К XVIII столетию газеты выходили более или менее регулярно и содержали не только новости, но и комментарии к ним. Одна из таких газет была выпущена в Лондоне в 1663 году и называлась «Осведомитель». Большинство газет выходило раз в неделю, что было связано с медленным ее производством и доставкой.

  Первая в Америке газета называлась «Общественные события». Впервые она вышла в свет в Бостоне, штат Массачусетс, в 1690 году. Ее производство было быстро прекращено губернатором колонии. А с 1729 по 1765 годы Бенджамин Франклин руководил выпуском «Газеты Пенсильвании». В 1752 году в Америке было всего две газеты, но ко времени Американской революции их насчитывалось уже 37!

  Одна из самых влиятельных газет, лондонская газета «Тайме», впервые вышла в свет в 1785 году и выпускается и по сей день.

 

Кто придумал комиксы

    Вы, конечно, знаете, что некоторые вещи, которые существовали давным-давно, очень отличаются от их современного варианта. Нет более наглядного примера, чем современные комиксы или карикатуры.

   Предшественник комикса был изобретен художниками эпохи Возрождения. Сначала они рисовали на куске картона этюды картин, фресок, гобеленов или витражей, которые занимали большую площадь. Техника использования этюдов, называемых картоном, сохранилась у художников и по сей день.

   Затем газеты и журналы начали использовать рисунки как иллюстрации к новостям и комментариям, а также просто для развлечения. Эти картинки назывались карикатурами.

   А еще раньше, когда газет еще не было, знаменитые карикатуристы Хогарт, Гойя, Домье и Роуландсон рисовали целые серии картинок на одну тему. Эти картинки часто были посвящены приключениям одного персонажа. Они-то и были предшественниками современных комиксов.

  В конце XIX — начале XX века начали выходить в свет журналы, которые печатали только комиксы — «Шаривари» в Париже, «Панч» в Лондоне и «Жизнь и судья» в США. Когда большинство газет и журналов в США стали включать комиксы в каждый номер, многие юмористические журналы потеряли свое влияние на читателей и перестали существовать.

   Первый комикс появился в начале XX века. Ричард Аутколт придумал комикс пол названием «Бастер Браун» и издал его в 1902 году. Он был так популярен, что дети по всей стране играли в Бастера Брауна.

  Другой знаменитый комикс, который появился в 1912 году, назывался «Воспитание отца». Он был переведен на 27 языков и издан в 71 стране мира.

 

Интересно почитать

1. В мире русской литературы: сборник произведений для чтения в 6-м классе, - Минск: Беларус. Энцыкл. імя П.Броўкі, 2016.- 336c. - (Школьная библиотека).

2. Залатая раница и казки, апавяданні, вершы: для дзятей мал. шк. узросту/ уклад. Вольга Аляхсеева.- Мінск: Звязда, 2015. - 240c. - (Школьная библиотека).

3. Мир приключений и фантастики: Жюль Верн Пятнадцатилетний капитан.- Минск: Беларусь, 2016.- 367c.- (Школьная библиотека).

4. Писатели о детстве: сборник произведений для чтения в 5-м классе.- Минск: Беларус. Энцыкл. імя П.Броўкі, 2016, - 311c. - (Школьная библиотека).

5. Мир приключений и фантастики: Майн Рид Всадник без головы. - Минск: Беларусь, 2015. - 542с. - (Школьная библиотека).

6. Не я пяю - народ Божы...: зборнік паэзіі, прозы, драматургіі/ уклад. Наталія Філіповіч. - Мінск: Мастацкая літаратура, 2015. - 510с. - (Школьная библиотека).

7. Легенды озера Нарочь: для мл. шк. возраста/ сост. Т.И. Жуковская, - Минск: Беларус. Энцыкл. імя П.Броўкі, 2015, - 16c.: ил. - (Маленький профессор).

8. Лемехова, А.Д. Непослушные игрушки: стихи: для детей дошк. и мл. шк. возраста/ А.Д. Лемехова; худ. - А.Д. Лемехова,- Минск: Беларус. Энцыкл. імя П.Броўкі, 2015, - 21c.: ил.

9. Сахвон, В.В. Птицы Беларуси: для сред. и ст. шк. возраста/ В.В. Сахвон. - Минск: Беларус. Энцыкл. імя П.Броўкі, 2015, - 176c.: ил. - (Белорусская детская энциклопедия).

10. Путешествия в Волшебный лес: сб. произведений для уч-ся нач. шк., - Минск: Беларус. Энцыкл. імя П.Броўкі, 2014, - 256c.

11. Сперанская, Л.Ю. Брусничный прог : для детей дошк. и мл. шк. возраста/ Л.Ю. Сперанская. - Минск: Беларус. Энцыкл. імя П.Броўкі, 2014, - 128c.: ил.

свернуть

Информация для родителей

Библиотека. Книги. Родители.

                                                                  

Все взрослые  были сначала детьми, 

только мало кто из них об этом помнит.

              Антуан де Сент-Экзюпери.

    Каждый взрослый человек приходит в свою теперешнюю жизнь из детства. От того, каким оно было – это начало начал – зависит наша жизнь.

   Именно в детстве воспитываются умы и сердца. Вот почему воспитание маленького человека начинается, прежде всего, с самовоспитания взрослого. По-разному складывается жизнь каждой семьи в разные времена. Конечно, можно оглянуться на прошлые поколения и добрым словом вспомнить педагогику Макаренко, которая исходила из защиты беспризорного детства. И столь же гуманную педагогику Сухомлинского, которая согрела детей трудных послевоенных лет. Можно вспомнить и те семьи, в которые не вернулся отец, а матери нечем было накормить детей. Единственными воспитателями и кормильцами стали матери. Как, каким образом они находили в себе силы, мужество, чтобы создать ту атмосферу семьи, которая необходима для каждого ребенка. Какой бесконечной была их материнская доброта, каким бездонным было их терпение! И как могло случиться, что в семьях, достигших материального благополучия в наш век величайшего взлета науки, техники, культуры, наверное, больше чем когда-либо проявился дефицит взаимопонимания родителей с детьми. Дефицит внимания, ласки, доброты, дефицит взаимного общения. Чем объяснишь постыдное для общества количество детей в детских домах? Этот вопрос не повисает в воздухе. Социологи отвечают нам на него. А мы опять возвращаемся в детство наших детей.

   Они красивы, наши дети. Хорошо сложенные, научились красиво одеваться. Они красиво причесаны, легко и пластично двигаются. И чего только они не умеют! Но это только внешне. Скажем прямо: не во всех из них достаточно сердечности, доброты, сострадания, деликатности – много из того, что обязательно для человека. Быть может, это горькие плоды нашей педагогической неграмотности? А может быть, и мы недостаточно понимаем, как создать в семье атмосферу взаимопонимания, чуткости, терпимости, сердечной доброты.

   Роль пап, мам, бабушек и дедушек с годами становится все сложнее, ибо настоящий воспитатель – это всегда исследователь, фантазер и выдумщик. Это человек, сердце которого наполнено болью наших дней. Работа нашей библиотеки с родителями построена на принципе, который содержится в одном единственном предложении:

   «Смотрим, слушаем, играем, читаем ВМЕСТЕ с детьми». В этом предложении неслучайно выделено слово «ВМЕСТЕ». Книги, которые предлагает наша библиотека, это книги особые, книги, которые родители смогут прочитать вместе со своими детьми. Книги, которые помогут им лучше понять друг друга, а значит, помогут взрослым в воспитании мировоззрения ребят. И хоть этот непоседа в эту самую минуту разлил кисель на скатерть, вымазал нос и щеки, и вообще еще ходит в коротких штанишках, мы уже говорим применительно к нему – мировоззрение. Ведь то, какую позицию мы изберем уже сейчас - сберегая свой покой, приспособимся к тому, что считаем дурным, или воспитаем в своем ребенке любовь к прекрасному и протест против плохого – разве это не значит заложить основы его будущего мировоззрения?!

   Итак, вместе. Это ведь так просто: семейные посещения театральных спектаклей, концертов, выставок, семейные походы на природу, семейный отдых, семейные чтения. Иные возразят: а дефицит свободного времени? А загруженность родителей и детей? Но вы все-таки находите время для общения, так пусть это будет педагогически продуманным и правильным.

   Родители приходят в библиотеку вместе со своими малышами. Они хорошо информированы, и часто спрашивают: «Физику для малышей», «Математическую азбуку», «Малышам о звездах и планетах» и другие книги. Есть множество привлекательных, ярких, с фантазией написанных и оформленных книг, которые уже завоевали расположение родителей, и оценены ими по достоинству, но главное достоинство этих книг все в том же слове ВМЕСТЕ. Ведь только с взрослыми можно активно усвоить все богатство окружающего мира, а если это еще и игра, так это просто счастье для малыша – поиграть с взрослыми – ведь они все могут, все умеют, они такие выдумщики. Но в то же время, это не просто перспектива «уютного чтения». Правила игры значительно сложней. Когда книжка, это как бы книжка-процесс. Здесь и вопросы, и задания, ребенка приглашают к беседе, размышлению, требуют от него действия, дают «домашнее задание», и эта работа – совместная работа – поистине драгоценна, так как вызывает чувство единения маленьких и больших.

   Основы прекрасного, существующие в обществе, человеке, природе, труде, искусстве, закладываются в детстве, и книга, как никакое другое средство воздействия способствует воспитанию в человеке не бесстрастного наблюдателя, а активного созидателя всех ценностей.

   Первые шаги в мире прекрасного как раз не столь уж сложны. В раннем детстве, когда дети воспринимают красоту жизни наравне с солнечным светом, голубизной неба, пением птиц, именно в эту пору у них появляется активное стремление только наслаждаться, но и самому создавать красоту: рисовать, сочинять, играть, придумывать. И стоит только взрослым хотя бы намеком, неосторожным словом, действием выразить иронию, недовольство, что ребенок их отвлекает, что это им не интересно, это охладит ребенка, оттолкнет, и может, навсегда порвется какая-то важная связь с миром и семьей.

   Конечно, это произойдет, не сиюминутно, не сразу, вам кажется, что все еще впереди, все еще поправимо, но этим самым вы будете обманывать себя до бесконечности, а разрыв между отцами и детьми будет увеличиваться. Старайтесь, если не все, то многое делать вместе, такая мудрая педагогика ставит заслон всему тому, чего мы не избежали и сами.

   Есть еще воспитание примером. Малыш живет атмосферой семьи, следовательно, в доме нельзя забывать о высокой семейной культуре. Невозможно воспитать мужественного, благородного, честного сына, если перед его  глазами не будет достойного папы, дедушки, старшего брата. Под надзором ленивой неумехи мамы едва ли вырастет трудолюбивая дочь. Свои привычки, интересы, стиль поведения, отношение к труду, малыш лепит с нас, взрослых. Дети очень наблюдательны.

  Дети – оценка всей нашей жизни. Ее смысл и продолжение. Они должны быть умными, добрыми, здоровыми, счастливыми, и сам процесс воспитания должен быть именно таким. Живая детская душа – хрупкий, нежный и одновременно податливый механизм. Он чутко отзывается на все вокруг, и на наши поступки тоже. Вот почему сегодняшний родитель должен постоянно воспитывать и самого себя. Д.Б.Кабалевский сказал: «Если бы все родители смогли дать своим детям хотя бы малость эстетической культуры, это привело бы к грандиозным результатом, ибо самые добрые ростки, посеянные школой в добрых душах, могут заглохнуть, если не получат поддержки в семье».

   Возродить культ семьи, помочь человеку быть счастливым в семье – одна из сложнейших, но благородных и прекрасных задач. И наша библиотека не стоит в стороне от этого. Мы выработали такую систему работы с книгой, которая способствует воспитанию нравственности, привитию культуры чувств, этике семейно-бытовых отношений, формированию ответственного отношения к воспитанию детей.

   Для того чтобы ребенок почувствовал потребность посещать библиотеку, перед ним и его родителями мы раскрываем богатство фонда библиотеки, учим пользоваться справочно-библиографическим аппаратом не только самого ребенка, но и его родителей. Среди форм и методов, самая естественная и органичная, это постоянное общение библиотекаря, ребенка и родителей. Совместный выбор книги, присутствие родителей при рекомендации книги их ребенку, на утренниках и других массовых мероприятиях дает нам возможность передать папам и мамам навыки работы с книгой и общения с читателем- ребенком.

   Задача нашей библиотеки – всей своей деятельностью убеждать родителей в том, что, не смотря на увеличение в структуре детского чтения доли книг из домашней библиотеки, роль и значение школьной библиотеки в интеллектуальном и духовном становлении детей недооценивать нельзя. Именно в школьной библиотеке дети получают первое представление о необъятности книжного мира, учатся отбирать книги, правильно с ними обращаться. Общение с библиотекой полезно даже и тем, у кого дома много книг. Это помогает узнать, что читают другие ребята, посмотреть, что стоит на выставке, стать первым читателем только что полученной книги, поговорить о ней со сверстниками и библиотекарем. Кропотливая и творческая работа библиотеки с родителями приносит свои плоды: укрепляются контакты школьной библиотеки и семьи, что положительно сказывается на читательской активности, читательской культуре детей. Сотрудничество родителей с библиотекой убеждает в полезности чтения общественной книги, и заставляет посмотреть на библиотеку как на организатора интересного и полезного досуга, место неформального общения

   В библиотеке школы работает абонемент и читальный зал (хотя и очень маленький), где раскрыта постоянно действующая выставка «Чтение -  дело семейное», а также представлены периодические  издания, адресованные и детям и родителям. Кроме того, родители наших учеников могут получить целый ряд информации в помощь семейному воспитанию: беседы по воспитанию детей и психологии детского чтения, картотеки, информационный стенд «Малыш становится читателем: правила для всех», рекомендательный список литературы «Библиотека, семья и я» и др. Таким образом, работа с семьей в библиотеке носит комплексный характер, включая в себя информационно-консультативную, психолого-педагогическую деятельность и организацию досуга.

  Развитию творческих способностей детей, расширению их познавательных интересов помогла работа, проведенная под девизом «Разбуди в себе волшебника». В целях развития творчества и воображения у детей, ученикам 1А класса было предложено поучаствовать в конкурсе «Сказка, придуманная детьми». Родители помогли придумать, и красочно оформить на бумаге сказки малышам, которые еще не умеют писать. Работы были представлены на суд зрителей, а жюри, состоящее из зам.директора Куль А.Л., учителя Гайшун Л.В., библиотекарей и самых активных читателей, определило победителей. Победителям были вручены памятные грамоты и сладкие призы.

   ХОЧЕТСЯ НАДЕЯТЬСЯ, что благодаря нашим усилиям, энтузиазму и желанию вложить в детские души все самое доброе, светлое, вечное, наши читатели вырастут хорошими людьми, а о книге сохранят самые теплые чувства, выраженные в стоках Марины Цветаевой:

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом старом переплете.

Дорогие родители! А ваши девчонки и мальчишки всегда читают книжки?

Кто чему научится

Чему первым делом научится кошка?

Хватать!

Чему первым делом

научится птица?

Летать!

Чему первым делом научится

Школьник?

Читать!

Котенок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете.

Птенец превратится в птицу,

Такую ж, как все на свете.

А дети читают,

А дети мечтают.

И даже их папы и мамы не знают,

Кем станут , кем вырастут дети.

                                             В. Берестов

Учите своих детей читать!

Роль родителей в развитии ребенка

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители.

Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и  психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать  хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей  правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь? 

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.doc

Мифы в сфере образования.

В школе есть главные предметы: математика и языки, а все остальные — второстепенные

  В современной школе рейтинг учебных предметов возглавляет царица наук — математика, а затем идут предметы гуманитарные (государственные и иностранный языки), после них — предметы естественно-научного цикла (физика, химия, биология), и замыкают список физкультура, труд и пение с рисованием.

  В реальности же жизненные приоритеты человека расставлены в совершенно ином порядке. На первом и безусловном месте — стремление к красоте как постоянное желание сделать свою жизнь лучше. Так происходит в жизни, а в школе это одна из важнейших для человека областей, формирующих созидательную личность и развивающих творческое мышление, практически отсутствует.

  Далее следует не менее значимая — эмоциональная составляющая, которая позволяет человеку общаться, читать, наслаждаться музыкой, звуками вокруг, в чем ему помогают предметы гуманитарного цикла. И только затем уверенно вступают в его жизнь знания. Они незаметно, но верно, как в случае с обслуживающим персоналом (помните, у Зощенко главный в театре — электрик?..), стали играть такую же важную роль в учебном процессе. Этот парадокс доминирования в образовании вторичного над первичным — серьезнейшая проблема общественного сознания. Особенно она актуальна сегодня для предметов физико-математического цикла, переживающих сложные процессы падения качества обучения, несмотря на попытки механического увеличения количества уроков в неделю по этим предметам.

  

    (В.М. Зданович «Образование: Мифы и реальность»)

Воспитание человека... начинается вместе с рождением его; прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается. Опыт предшествует урокам.

Ж.Ж. Руссо.

«Хотите, чтобы Ваш ребёнок  ходил в школу с удовольствием?»

  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
  3. Вспомните, сколько раз Вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда Вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устроить её, но, не обсуждая все подробности с ребёнком.
  5. Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке—грустное зрелище.
  6. Пусть ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время Вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
  8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью Вашей жизни.
  10. В школе Ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

“ЧТЕНИЕ – ОКНО В МИР ПОЗНАНИЯ”

    Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни ребёнка огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

   Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Некоторые родители ошибочно полагают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом деле невелика. Но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ребёнка от книг, предназначенных не для него. Напрасно иные родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразные по тематике. Нужно обращать особое внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе.

   В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это стимулы к возникновению интереса к чтению.

   Для того, чтобы приучить детей читать самостоятельно, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлечённый событиями в книге и охваченный желанием узнать, что произойдёт с героями дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые обязательно должны спросить его, о чём он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.

   Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: “А что дальше? Расскажи”. В ответ надо дать книгу: “Вот, прочти сам. Здесь столько интересных историй!”.

   Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запоминал фамилию автора, названия книги и даже художника-оформителя. Перед чтением бывает полезно спросить, какие книги этого писателя он уже читал или что-то слышал о нём, что он о нём знает, встречались ли ему где-нибудь рисунки художника, иллюстратора книги.

   Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5–6 страниц, заглядывают на последнюю страницу: чем же всё закончилось? Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют её. Родители должны внимательно следить за тем, чтобы у детей не появилась эта вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события, чем заканчивается сюжет.

   Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций к книге. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления природы и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать и на севере, и в тропических странах, узнать, как живут дети в разных местах земного шара. Важно научить ребенка рассматривать рисунки, подмечать интересные детали. Большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел изображаемое: “Что здесь нарисовано? Как зовут этих людей? Что они делают? Что выражают их лица и позы?”.

   Надо стараться, чтобы дети пересказывали прочитанное. Если на первых порах ребёнок затрудняется рассказать о прочитанном, ему надо задать несколько вопросов:

   “Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?”. Объясните значение трудных слов. Спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное. Чем? Что нового узнал? Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Попросите рассказать о главном герое, главном событии. Предложите нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть, если это стихотворение.

   Давно замечено, пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книжки. Но вот ребёнок пошёл в школу, и родители вздыхают с облегчением:“Теперь сам будет читать”. А спустя 8–10 лет мы становимся участниками диалога:

– Ну, как дела, как книга?

– Ничего, нормально, – безразлично отвечает сын или дочь. И родители с недоумением и удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания.

   Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. В нем мать и отец открываются ребенку с новой стороны. Родители открывают, что дети стали намного взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

   Очень хорошо, если в семье практикуются совместное чтение вслух, это сближает родителей и детей, помогает первым лучше узнать вторых, понять детские интересы и увлечения.

Как читать вместе?

   Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра – сын и т. д. Чтение вслух – полезная тренировка для детей. Они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность домашнего чтения – не больше 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.

   Для преодоления утомляемости во время чтения используются игровые приёмы, физкультминутки. В обращении с ребёнком надо помнить народную мудрость: “Кто не возьмёт лаской – не возьмёт и строгостью”. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей бережному отношению к книге.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Помните: чтение – это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребёнка по всем предметам.

2. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребёнок полюбил книгу.

3. Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.

4. Зная рекомендательный список литературы, вы помогаете ребёнку подобрать книгу.

5. Начинать чтение книги с обложки и титульного листа.

6. Своя собственная библиотека, пусть и небольшая, даёт возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет больший интерес к чтению.

7. Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.

8. Выписывать и приучать детей читать детские журналы.

9. Оказывать помощь в оформлении читательских тетрадей. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные понравившиеся мысли, цитаты из прочитанного.

Пусть наши старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы, и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесёт им счастье.

Что и как читать Вашим детям?

Что и как читать Вашим детям? Этим вопросом задается уже не первое поколение родителей. Сегодня эта проблема стоит особенно остро. Прилавки магазинов, витрины киосков, лотки уличных продавцов заполнило огромное количество детских изданий, причем большая часть сомнительного качества и предлагается за очень не скромные деньги.

свернуть